ПРАВО.ru
Актуальные темы
15 декабря 2009, 22:30

Почему "Авиакомпания "Сибирь" не будет платить за потерянный груз

Почему "Авиакомпания "Сибирь" не будет платить за потерянный груз
"Авиакомпания "Сибирь" настаивала, что не должна нести за утерянный груз ответственность, равную с другими компаниями-соответчиками фото ИТАР-ТАСС

Заявление в Президиум ВАС РФ "Авиакомпания "Сибирь" подала не к противоборствующей стороне (страховой компании "Оранта"), которой она проиграла в предыдущих  арбитражных инстанциях, а к тем компаниям, которые были ее соответчиками. У такого необычного, на первый взгляд, поведения есть объяснение: к своему противнику на судебных разбирательствах "Авиакомпания "Сибирь"  претензий уже не имеет и фактически признала его требования. Ведь один из грузов, по актам погрузки,  действительно пропал. Авиакомпания не согласилась с предъявленным ей размером взыскания: почему  оно определено по Гражданскому Кодексу РФ, а не по Воздушному. Собственно, понятно почему. Размер (сумма) ответственности по Воздушному кодексу существенно ниже той, что установлена гражданским законодательством. Дело зарегистрировано в ВАС РФ за № 12367/09 (карточку дела можно посмотреть здесь).

Все дело в том, что груз пропал

"Авиакомпания "Сибирь" является одной из крупнейших авиакомпаний мира по объему перевозок на внутренних воздушных линиях. ООО "Северен-Н" решило воспользоваться услугами данной авиакомпании и направило самолетом партию сотовых телефонов и цифровой техники в город Омск.  Перед отправкой общество "Северен-Н", как и полагается, застраховало груз, заключив договор со страховым обществом "Оранта". Однако груз до адресата не дошел, словно испарившись в воздухе.

Грузоотправитель действовал по типичной в таких случаях схеме. Он обратился в страховое общество, которое признало пропажу груза страховым случаем и выплатило ООО "Северен-Н" стоимость сотовых телефонов — 395 301 рубль. Но выплатив деньги, страховая компания "Оранта", естественно, решила взыскать их с виновников пропажи груза через суд по правилам суброгации (право требования в рамках выплаченной страховщиком суммы переходит к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования). Обратившись в суд, страховая компания "Оранта" привлекла всех возможных ответчиков, а именно:  "Авикомпанию "Сибирь", Центральное грузовое агентство "Транзит", ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" и в качестве третьего лица ЗАО "Терминал-Домодедово". Словом, тех, кто причастен к отправке и транспортировке груза.  Исходя из документов выяснилось, что одна часть груза пропала по вине ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово",  которое отвечало за его погрузку на судно, а вторая часть — по вине "Авиакомпании "Сибирь", так как эта часть в акте обозначена как уже погруженная.

Суды признали требования страхового общества "Оранта"

Арбитражный суд Московской области иск "Оранты" удовлетворил и взыскал 159 834 рублей с "Авиакомпании "Сибирь", 235 184 рублей — с ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово". 

Все последующие вышестоящие судебные инстанции оставили решение арбитражного суда Московской области в силе. Но "Авикомпания "Сибирь" с этим не согласилась.

Почему "Авикомпания "Сибирь" осталась недовольной и чего добивалась?

Суды присудили взыскать с авиакомпании сумму около 160 000 рублей, рассчитывали которую исходя из положений ГК.  Чем такое решение не понравилось "Авиакомпании "Сибирь"?

Как следует из заявления, поданного авикомпанией в Высший Арбитражный Суд, она, не отрицая своей вины, тем не менее, оспаривает размер своей ответственности, которая, по ее словам, непосредственно зависит от применения действующего законодательства. Что, собственно делает, авиакомпания?  Принимает грузы и транспортирует их. Эти отношения регулируются специальным законодательством, то есть Воздушным Кодексом.

Авиакомпания полагала, что, согласно этому кодексу, сумма взыскания была рассчитана неправильно.

Авиакомпания утверждала, что суды не применили статью 119 Воздушного кодекса РФ, которая устанавливает ответственность авиаперевозчика за недоставку груза, когда он сдается к перевозке без объявления ее стоимости (а именно так и было). В этом случае возмещается сумма, не более чем в размере  двух минимальных размеров оплаты труда за килограмм груза, что существенно меньше, чем 159 834 рублей, и равняется 2860 рублям.

Какова была позиция ВАС РФ, рассмотревшего дело и направившего его в Президиум 

Посчитав, что  ответственных лиц за потерю груза установила первая инстанция, коллегия ВАС РФ этот вопрос к своему рассмотрению брать не стала, а остановила свое внимание, как и просила в заявлении авиакомпания "Сибирь", непосредственно на сумме ущерба, который напрямую зависел от применения правовых норм.

Размер ущерба по общим правилам определяется на основании ГК РФ. Однако в данном случае в силу возникших специальных правоотношений  приоритет имеет Воздушный кодекс РФ.  Поэтому Президиум ВАС освободил авиакомпанию от обязанности платить за пропавший груз. Приняв такое решение, Президиум ВАС РФ предыдущие судебные акты в этой части отменил.

Обиднее всего страховому обществу "Оранта"

Представители страховой компании "Оранта" присутствовали  на Президиуме и заявили о своих требованиях. Они, естественно, просили суд рассмотреть вопрос  в рамках ГК РФ. Однако "Оранта" осталась в проигрыше. Она получит не всю сумму, которую выплатило грузовладельцу "Северену-Н", а лишь  две трети -  235 184 рубля. С кого и как теперь требовать оставшуюся часть, остается неясным.

Авторы: Виктория Цыганкова, Лев Миров