ПРАВО.ru
Актуальные темы
26 ноября 2008, 13:33

Совет судей: история в законах

Совет судей: история в законах
VI Всероссийский съезд судей в Кремле фото ИТАР-ТАСС

За почти двадцатилетнюю историю Совет судей на практике продемонстрировал свою важную объединяющую и координирующую роль, инициировав и приняв ряд важнейших законов. Эксперты отмечают, что большинство идей, рождающиеся на его заседаниях, преодолевая сопротивление оппонентов, пробивают дорогу и воплощаются в реальные дела.

Годом зарождения Совета судей можно назвать 1989, когда был принят Закон «О статусе судей в СССР». Статья 14 этого Закона предусматривала ежегодный созыв судей субъектов Союза и субъектов республик на конференции.

В компетенции конференций были исключительно технические вопросы: такие как обсуждение возникших в судебной практике вопросов применения законодательства, или обращение в высшие суды с различного рода предложениями. Однако судьи не ограничились этим и активно обсуждали большинство накопившихся к тому времени проблем: вопросы ресурсного обеспечения, социальной защиты судей, взаимоотношения с органами юстиции и пр. Начался процесс самоорганизации судей в сообщество.

В 1991 году по инициативе Председателя Верховного Суда РФ Вячеслава Лебедева, Министра юстиции Николая Федорова и группы судей был созван I Всероссийский съезд судей. На нем было принято решение о создании Совета представителей судей, как органа, функционирующего в период между съездами. Совет был призван содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти.

В марте 1992 года в Москве состоялось первое заседание Совета судей, на котором был избран первый председатель Совета Гарольд Карцев, а также Президиум из девяти человек. К этому моменту судебная система переживала глубокий кризис: судейский корпус находился на грани развала. Поэтому первой задачей Совета стала подготовка проекта закона «О статусе судей в Российской Федерации», который был принять в июне 1992 года.

Первый состав Совета также участвовал в работе над проектом Конституции РФ по главам о судебной власти.
В июне 1993 года состоялся II Всероссийский съезд судей, в котором наряду с судьями судов общей юрисдикции приняли участие судьи арбитражных и военных судов. Несколько позднее в состав Совета вошел судья Конституционного Суда РФ. Таким образом, Совет судей стал единственным органом в стране, объединяющим судей судов всех уровней и всех субъектов РФ. По итогам съезда Совет судей принял Кодекс чести судьи, устанавливающий правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности.

16 марта 1995 года Совет судей освободил его от должности председателя Совета судей Боброва М.М. на основании его собственного заявления и избрал новым председателем судью Верховного Суда Сидоренко Юрия Ивановича.

Первоочередной задачей Совета в этот период стало сохранение действующих судов как единой федеральной системы. Закон «О судебной системе в Российской Федерации» был одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г., что позволило сохранить единое правовое пространство.

На IV Всероссийском съезде судей в декабре 1996 года был обсужден и одобрен подготовленный Советом судей проект закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». В статье 31 Закона сказано, что Судебный департамент при ВС обеспечивает деятельность судов общей юрисдикции, а его руководитель назначается на должность и освобождается от должности Председателем ВС с согласия Совета судей, т.е. этот орган полностью подотчетен и подконтролен судейскому сообществу. Таким образом, Совет судей получил новые законодательно закрепленные полномочия.

В 1997 году также был принят Закон «О судебных приставах». Идея создания этой службы родилась еще в 1992 году в Президиуме Совета судей и была обусловлена проблемами безопасности судов и судей.

В период работы Совета этого созыва 31 декабря 1996 года был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Главное, что отстаивал Совет судей в этом законе: сохранение всех действующих на тот момент судов как федеральных, входящих в единую судебную систему; образование Судебного департамента не в недрах исполнительной власти, а внутри судебной системы; полномочия высших судов и Совета судей при формировании бюджета судебной системы и полномочия по контролю за исполнением бюджета; введение института мировых судей. Все это удалось отстоять.

В ноябре 2000 года состоялся V Всероссийский съезд судей. Одним из важных вопросов в деятельности Совета в этот период было обеспечение реализации принципов публичности и гласности правосудия, в том числе путем взаимодействия судов со средствами массовой информации. Судебная система оказалась в информационной блокаде, что лишило ее возможности публично отстаивать свои интересы. Для преодоления этой проблемы Советом судей была принята Концепция информационной политики судебной системы, разработаны рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между судебными органами и средствами массовой информации, связанных с защитой чести и достоинства судей.

Особо следует отметить, что в период работы Совета судей этого созыва был принят Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Правда, перед тем, как быть принятым он был существенно переработан при участии администрации президента. Вследствие чего закон стал регулировать и вопросы, которые ранее решались самими судьями. В том числе, нормы представительства в органы судейского сообщества, их количественный состав, периодичность созыва, форма голосования… Таким образом, пошел процесс огосударствления органов судейского самоуправления, которые являются вообще-то общественными организациями.

Прошедший ровно четыре года назад VI Всероссийский съезд судей постановил, что усилия органов судейского сообщества должны быть направлены на:

существенное улучшение организационного обеспечения деятельности судов;

укрепление гарантий независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения;

улучшение материального и социального обеспечения работников аппаратов судов;

повышение роли судейского сообщества и его органов в предотвращении коррупции среди судей;

принятие более решительных мер по очищению судейского корпуса от недостойных высокого звания российского судьи;

принятие дополнительных мер по усилению охраны судов, обеспечению безопасности судей и членов их семей;

повышение уровня взаимодействия судебной системы со средствами массовой информации, придание этой работе системного, научно обоснованного характера.

На решение этих задач и были сосредоточены последние годы все усилия Совета судей РФ.