ПРАВО.ru
Актуальные темы
15 января 2009, 17:17

Претензии к Lufthansa незаконны

Lufthansa укрепляет позиции в суде
Девятый арбитражный апелляционный суд Фото Право.Ru

Федеральный арбитражный суд Московского округа признал незаконными налоговые претензии к немецкой авиакомпании Lufthansa на общую сумму в 232 миллионов рублей. Таким образом, были отменены решения, принятые Арбитражным судом Москвы и Девятым арбитражным апелляционным судом. Дело направлено на новое рассмотрение в Московский арбитражный суд.

Напомним, Федеральная налоговая служба России требовала от немецкой авиакомпании уплатить дополнительные налоги с продаж, на пользование автодорогами, а также на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. 21 февраля 2008 года в России были заблокированы счета Lufthansa из-за задолженности налоговикам, а через месяц, 13 марта, после уплаты компанией штрафа, российские власти разморозили счета, сняв с них предварительно 232 миллиона рублей (6,4 миллиона евро). Lufthansa обжаловала доначисление налогов в суде.

Первые две попытки выиграть дело в арбитраже не увенчались для немецкого авиаперевозчика успехом. Сначала, в июне 2008 года, иск отклонил арбитражный суд Москвы, а в августе — девятый арбитражный апелляционный суд Москвы.

Lufthansa считает, что не должна платить в России оборотные налоги, так как между Германией и Россией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Адвокаты Lufthansa ссылаются на договор 1971 года между СССР и ФРГ, согласно которому немецкая авиакомпания освобождена от уплаты налогов в России, а "Аэрофлот" — в Германии. Российская налоговая служба, в свою очередь, полагает, что оборотные налоги под действие этого соглашения не попадают.

Комментируя российские законы о налоге на добавлённую стоимость за полёты над территорией страны или за продажу билетов в РФ, представители Lufthansa отмечают, что ни разу не встречались с подобными требованиями со стороны других стран. По их мнению, это идет вразрез с международной практикой.

Впрочем, подобный «эксклюзив» далеко не является пределом фантазии российских законодателей. К началу 2009 года Минтранс подготовил новый сюрприз авиаперевозчикам. Чиновники решили требовать от авиакомпаний финансового обеспечения их деятельности на три месяца. По их словам, такие меры позволят застраховаться от массовой задержки рейсов. Более того, предлагается разработать методику оценки финансово-экономического состояния авиаперевозчиков, чтобы нарушение установленных в ней нормативов позволило приостанавливать и даже аннулировать сертификат эксплуатанта, необходимый для осуществления авиаперевозок.

Некоторые эксперты полагают, что претензии налоговых органов России к Lufthansa могли быть связаны с конфликтом российских авиационных властей и грузового подразделения компании Lufthansa Cargo, которому в 2007 году было запрещено летать через территорию России.

История вопроса

Как считают европейские эксперты, российская сторона уже давно претендует на доходы от полётов самолётов Lufthansa над территорией страны.

30 октября 2007 года появилась информация, что в споре за сборы, взимаемые за обслуживание самолётов, Москва даже временно запретила грузовой дочке немецкой авиакомпании Lufthansa Cargo полёты над Россией по пути из Германии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и обратно. Из-за этого немецкому перевозчику пришлось выбирать другие маршруты, что увеличило затраты на 400 тысяч долларов в неделю.

2 ноября Минтранс России объявил, что разрешил Lufthansa Cargo летать над территорией страны до 15 ноября и готов продлить это разрешение, если авиакомпания будет использовать аэропорты в Новосибирске или Красноярске в качестве транзитных пунктов на пути в Юго-Восточную Азию. Lufthansa Cargo для этих целей использует аэропорт Астаны. Аэропорта сибирских городов не отвечают техническим требованиям немецкой авиакомпании, известной своими жёсткими нормами в сфере безопасности полётов.

17-го марта компания и Минтранс договорились о возобновлении полетов.

В последних числах декабря появилась информация о завершении модернизации взлетно-посадочной полосы ОАО «Аэропорт Красноярск» для получения международной сертификации. По информации пресс-секретаря ОАО «Аэропорт Красноярск» Ирины Лакусты Lufthansa Cargo уже в январе 2009 сможет переместить в Красноярск из Казахстана технические службы для создания здесь транзитной базы. По расчетам руководства аэропорта, сотрудничество с Lufthansa Cargo при планируемых 40 транзитных посадках в неделю способно во втором полугодии 2009 года принести прибыль до 120 миллионов рублей.