ПРАВО.ru
Актуальные темы
10 февраля 2009, 17:27

Петербургская дамба обрастает исками

Петербургская дамба обрастает исками
Министерство регионального развития РФ Фото Право.Ru

Министерство регионального развития РФ обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском (дело №А40-10992/09), в котором требует с Альфа-банка 19 миллионов долларов и 9 миллионов долларов с корпорации «Трансстрой», входящий в «Базэл». Причиной иска послужила задержка сдачи корпорацией Олега Дерипаски второй очереди дамбы, защищающей Санкт-Петербург от наводнений.

Иск

Как сказано в исковом заявлении, в ноябре 2007 года Альфа-банк выдал банковские гарантии по достройке ЗАО "Инжиниринговой корпорацией "Трансстрой" части комплекса защитных сооружений (участок С-2) в Финском заливе как раз на сумму, не превышающую 19 миллионов долларов, которая должна была отойти министерству в случае невыполнения подрядчиком условий контракта.

Напомним, ЗАО «Инжтрансстрой» в октябре 2005 года заключило с Росстроем контракт стоимостью 4,7 миллиарда рублей на строительство в Санкт-Петербурге второй очереди комплекса защитных сооружений (КЗС) от наводнений. Одновременно дамба должна стать составной частью Кольцевой автодороги (общая стоимость проекта — 85,2 миллиарда рублей). После ликвидации Росстроя в мае 2008 года правопреемником федерального агентства стало Минрегионразвития. Сумма всего контракта между «Инжтрансстроем» и Минрегионразвития составляет 190 миллионов долларов.

Представители Минрегионразвития утверждают, что в соответствии с контрактом «Инжтрансстрой» обязался выполнить работы по строительству судопропускного сооружения С-2 и подъемного моста до 18 марта 2008 года. Министерство считает, что к указанной дате подрядчик не завершил выполнение всех работ по контракту. В частности, по состоянию на 22 января 2009 года не приняты подведомственной Минрегионразвитию дирекцией КЗС работы на общую сумму 2,12 миллона долларов.

В апреле прошлого года губернатор Петербурга Валентина Матвиенко обещала, что дамба начнет пропускать крупногабаритные суда к концу сентября, когда будет затоплен котлован и разобраны перемычки судопропускного сооружения С-1. К июлю, по ее словам, должно было начать работать судопропускное сооружение С-2, через которое могут проходить суда класса «река-море». «К концу этого года будут завершены все работы, которые позволят выполнять функции защиты города от наводнений», — заявила Матвиенко весной прошлого года.

Надо отметить, в октябре 2008 года, в присутствии премьер-министра Владимира Путина, через КЗС было торжественно открыто судоходство. Тогда представители министерства рассказывали премьеру, что работы по сооружению дамбы идут с опережением графика. Однако на прошлой неделе выяснилось, что министерство не считает дамбу готовым объектом.

Встречный иск

Впрочем, серьезные убытки Альфа-банку не грозят, утверждают юристы. По закону банк-гарант, если суд обязывает его выплатить сумму гарантии, вправе истребовать ее уже с компании.

Тем не менее, ни Альфа-банк, ни «Трансстрой» платить по иску не собираются. Строительная корпорация даже подала в арбитражный суд Москвы два иска к Минрегионразвитию. В первом заявлении корпорация оспаривает требование министерства погасить банковскую гарантию, данную Альфа-банком. Во втором иске «Трансстрой» утверждает, что заказчик не учел дополнительные работы, проведенные подрядчиком, и необоснованно задерживал оплату выполненных работ, что, по мнению корпорации, дает ей право на продление сроков исполнения контракта еще как минимум на 193 дня.

В пресс-службе «Инжтрансстроя» настаивают, что работы на проекте выполнены в полном объеме, а сроки работы (изначально объект должны были сдать в апреле прошлого года) были сдвинуты по согласованию с Минрегионразвития. Директор юридического департамента Альфа-банка Михаил Гришин также заявил, что банк считает заявленные требования неправомерными, поскольку банком не были получены какие-либо документы, подтверждающие возникновение у Минрегионразвития убытков на такую сумму.

Более того, утверждается, что государство не полностью расплатилось с «Инжтрансстроем» по контракту. Директор Фонда инвестиционных строительных проектов Алексей Васильев утверждает, что задержки по оплате со стороны заказчика начались после того, как проект стал курировать директор департамента капитальных вложений Минрегионразвития Владимир Коган. «Он начал с ревизии всех проведенных до него тендеров и заключенных по ним контрактов»,- заявил "Коммерсанту" Васильев. По его словам, из 190 миллионов долларов подрядчику было выплачено около 182 миллионов, оставшиеся 8 миллионов долларов подрядчик не получил из-за отказа дирекции КЗС подписать акт приемки.