ПРАВО.ru
Актуальные темы
4 марта 2009, 16:57

Газпромбанк против правительства МО

Газпромбанк против правительства МО
Дом правительства Московской области

Газпромбанк подал в Арбитражный суд Московской области три иска к правительству Московской области и к двум принадлежащим ей компаниям — «Московской областной инвестиционной трастовой компании» (МОИТК) и «Московскому областному ипотечному агентству» (МОИА) в связи с неисполнением последними обязательств по облигационным займам. Общая сумма по искам составляет порядка 530 миллионов рублей.

Газпромбанк намерен требовать солидарно с правительства области и МОИА досрочного возврата номинальной стоимости и выплаты купонного дохода по облигациям в связи с ухудшением их обеспечения. Если суд удовлетворит иск Газпромбанка и разрешит выкуп арестованных облигаций первого и второго выпуска (на 1,5 миллиарда и 3 миллиарда рублей соответственно), то цена вопроса может существенное возрасти. По оценкам экспертов, общий объем облигаций первой и второй серии, который был на рынке, составляет 3,6 миллиарда рублей.

История оферты

МОИТК и МОИА принадлежат правительству Московской области и создавались для развития ипотеки, а также финансирования инфраструктурных проектов. В 2005-2007 годах МОИА выпустило три серии облигаций общим объемом 9,5 миллиарда рублей. Из них на ценные бумаги второй серии (погашение в сентябре 2011 года, ставка купона 7,99 процентов годовых) приходится 3 миллиарда рублей. По условиям досрочного (до 2011 года) погашения эмитент платит одну десятую от номинала облигации. Таким образом, на погашение всей второй серии МОИА может понадобиться 300 миллионов рублей.

Еще в мае 2008 года МОИТК направила в Газпромбанк оферту с обязательством купить выпущенные МОИА облигации второй серии. Оферта была акцептована банком, но после этого министерство финансов области неоднократно просило банк перенести сроки исполнения договора купли-продажи облигаций. В МОИТК уточнили, что должны были выкупить облигации не позднее 19 сентября 2008 года. Однако этого не произошло: уже в декабре бумаги были арестованы судом по уголовному делу о мошенничестве против гендиректора организатора выпусков облигаций МОИА — компании «РИГрупп-Финанс» Людмилы Бездель.

В декабре решением Одинцовского суда на облигации был наложен арест, заморозивший все операции по облигациям всех трех серий. Из-за чего МОИА не сумело выкупить в срок, то есть к 15 декабря 2008 года, свои облигации на сумму в пять миллиардов рублей. К выкупу было предъявлено около 100 долговых бумаг, по которым обещало расплатиться правительство Московской области. 20 декабря МОИА допустило дефолт по выплате купонного дохода и части номинальной стоимости по облигациям первой серии.

Представители МОИТК обещают одномоментно выполнить все обязательства, как только арест будет снят. На прошлой неделе ряд держателей облигаций МОИА третьей серии предприняли попытку отменить решение суда об аресте облигаций, однако суд оставил решение без изменения. Эксперты предполагают, что неудача коллег и заставила Газпромбанк пойти на подачу ряда исковых заявлений не только к «дочкам», но и привлечь к рассмотрению дела и саму Московскую область. При этом в Газпромбанке убеждены, что аффилированной с правительством региона структуре ничто не мешает заплатить сейчас, поскольку арест облигаций не запрещает МОИТК как должнику совершить действия по приобретению облигаций на условиях акцептованной оферты.

«Заявления МОИТК об аресте, который, по мнению ответчика, препятствует рассмотрению дела и удовлетворению иска,- прикрытие своего нежелания исполнить принятые обязательства и затянуть принятие судом решения», — приводит мнение своего источника в Газпромбанке «Коммерсантъ».

В связи с подачей исков банк ходатайствовал о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на банковские счета, принадлежащие МОИА.

В начале года региональная комиссия по финансовому оздоровлению рекомендовала ликвидировать МОИТК и «Ипотечную корпорацию Московской области», также выступавшую поручителем по облигациям МОИА. Однако уже к концу января было принято решение увеличить уставный капитал МОИТК на три миллиарда рублей за счет средств областного бюджета, чтобы дать компании возможность расплатиться с долгами. Также появилась информация, что правительство готово дать гарантии по исполнению 77 процентов прямого долга МОИТК. После выплаты компанией четырех миллиардов рублей банковских кредитов, платежи по которым были пропущены в декабре, 8 февраля 2009 года рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) повысило долгосрочный кредитный рейтинг МОИТК с SD до CC. Судя по всему, именно февральские платежи Московской области по кредитам и заставили Газпромбанк и его коллег судиться с областью, которая таким образом неудачно для себя продемонстрировала свою платежеспособность.

По оценкам аналитиков агентства, общий долг МОИТК оценивается в 40 миллиардов рублей, включая два выпуска облигаций в размере 5,2 миллиарда рублей. Из них 94 процента составляют краткосрочные обязательства.

Перспективы дела

Однако, не смотря на повышение кредитного рейтинга, S&P считает ситуацию с ликвидностью в МОИТК слабой. Так, в отчете S&P говорится, что «компания имеет минимальные денежные средства на счетах действующих банков. На 1 февраля 2009 года доступные денежные средства компании составляли около 150 миллионов рублей, что является незначительной суммой по сравнению с объемом краткосрочного долга».

Эксперты S&P отмечают, что структура рассчитывает на прямую финансовую помощь из областного бюджета и поддержку в переговорах с инвесторами. Ранее использование административного ресурса уже помогло МОИТК пролонгировать ряд кредитов.

В этой связи конфликт с Газпромбанком, фактически государственной структурой, существенно усложнит работу Московской области по привлечению кредитов.

Впрочем, уже известно, что помочь области готовится федеральный Минфин, выделяющий в марте кредит на два миллиарда рублей по ставке 3,25 процента годовых (четверть ставки рефинансирования Центробанка) на преодоление кассового разрыва. Кредит предоставляется до конца года с возможностью продления до трех лет. Бюджетный кодекс не запрещает использовать средства бюджетного кредита для погашения задолженности заемщика.