ПРАВО.ru
Практика
29 июля 2019, 17:17

Госзакупки: новые возможности и новые риски

Госзакупки: новые возможности и новые риски
В июле вступили в силу изменения о госзакупках, которые направлены на упрощение и ускорение проводимых процедур. Так, небольшие компании получили больше возможностей в области закупочной деятельности, а антимонопольные органы стали чаще включать поставщиков в реестр недобросовестных. При этом повысился риск картельных сговоров и договорных госконтрактов.

Единственный поставщик

Предельный размер закупки у единственного поставщика с 1 июля составляет 300 000 руб., а не 100 000 руб., как раньше. Также увеличился список оснований для заключения договора с единственным поставщиком. Заказчик получил право осуществлять закупку у единственного поставщика в случае признания запроса предложений несостоявшимся из-за отсутствия поступивших предложений или их отклонения. Такую закупку придется согласовать с контролирующим органом.

«Эта мера призвана снизить организационные издержки заказчиков, однако может быть использована и для злоупотреблений. Будут ли условия, предложенные единственному поставщику, отличаться от содержавшихся в документации? Если нет, не вполне понятно, почему этот поставщик должен передумать, ведь ранее он не подал заявку на участие в процедуре. Если да, то такой выбор поставщика ограничит конкуренцию, поскольку измененные условия не были предложены остальным участникам рынка», – отметил руководитель направления «Госзакупки: сопровождение и споры» АБ КИАП КИАП Федеральный рейтинг I группа Страховое право I группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции II группа Трудовое и миграционное право II группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование II группа Международный арбитраж II группа Интеллектуальная собственность II группа Уголовное право и процесс III группа Антимонопольное право III группа Арбитражное судопроизводство III группа ТМТ III группа Коммерческая недвижимость/Строительство III группа Финансовое/Банковское право III группа Корпоративное право/Слияния и поглощения III группа Налоговое право и налоговые споры IV группа Банкротство Профайл компании Максим Бузин.

После 31 июля не потребуется извещение о закупке у единственного поставщика, обоснование выбора такого способа закупки и существенных условий контракта. Также не нужно будет проводить экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Заказчику станет проще заключить контракт с единственным поставщиком, так как не придется оформлять отчет о невозможности или нецелесообразности проведения иных закупок. 

Для подавляющего большинства контрактов с единственным поставщиком сохраняется обязанность обосновать цену контракта. Вместе с тем изменения должны оказать положительное воздействие на отношения заказчиков с коммунальщиками, монополистами и гарантирующими поставщиками, чья деятельность и так достаточно жестко регулируется.

Игнат Горнштейн, старший консультант департамента юрпрактики Alliance Legal CG  Alliance Legal Consulting Group Федеральный рейтинг II группа Уголовное право и процесс III группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции III группа ГЧП/Инфраструктурные проекты IV группа Банкротство Профайл компании

Юрист PETERKA & PARTNERS Алла Гейфман считает, что нововведения не прибавят прозрачности: «При этом отсутствие прозрачности – один из факторов, который негативно влияет на конкуренцию в сфере госзакупок».

Гарантийные обязательства

С 1 июля заказчики получили возможность требовать от поставщиков предоставления обеспечения в виде банковской гарантии или внесения денег в размере до 10% стартовой цены торгов. Срок возврата обеспечения не должен превышать 30 дней с даты исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае участия в закупке субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций – 15 дней. Поставщик может изменить способ обеспечения гарантийных обязательств или предоставить заказчику новое обеспечение взамен ранее предоставленного.

Банковская гарантия позволит облегчить доступ к закупкам небольшим компаниям и исключит возможные проблемы с получением гарантий победителями закупок. Срок предоставления гарантии будет выбирать победитель, и он должен закончиться не раньше чем через месяц после окончания действия контракта. Риск отзыва у банка-гаранта лицензии ложится на поставщика. Если это произойдет, то банк в течение месяца должен предоставить заказчику новую гарантию. 

Поставщикам необходимо внимательно изучать не только общие требования закона к банковской гарантии, но и дополнительные условия заказчика. Несоответствие может привести к отклонению такой банковской гарантии и к занесению исполнителя в реестр недобросовестных.

Влад Рудницкий, партнер PETERKA & PARTNERS

Единая информационная система

Заказчик получил право размещать в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 300 млн руб. (в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства – 2 млрд руб.). В ЕИС придется размещать всю проектную документацию, кроме случаев, когда проектирование входит в предмет контракта или проект необязателен.

Если в отношении участника закупки установлены дополнительные требования, он направляет оператору электронной площадки электронные документы или их копии, подтверждающие соответствие таким требованиям, по каждому виду товаров, работ, услуг.

Важность вносимых изменений заключается в том, что они направлены на упрощение процедуры посредством установления более высоких размеров и объемов закупок для отдельных видов юрлиц.

Оксана Арапова, юрист КА Юков и партнеры Юков и Партнеры Федеральный рейтинг I группа Банкротство II группа Уголовное право и процесс III группа Арбитражное судопроизводство 19 место По размеру выручки на юриста 25 место По размеру выручки 14-15 место По количеству юристов Профайл компании  

Субъекты малого бизнеса

С 1 июля снижена финансовая нагрузка в отношении субъектов малого бизнеса. Они могут представить заказчику обеспечение контракта в размере, определяемом в процентном соотношении к цене, по которой заключается контракт, а не в зависимости от стартовой цены.

Другой мерой стало освобождение малого бизнеса от обязанности представить заказчику обеспечение контракта, если предприниматель имеет хорошую контрактную историю: три исполненных контракта без неустоек без учета правопреемства за три года до даты подачи заявок.

На мой взгляд, изменения в сфере госзакупок направлены на упрощение и ускорение проводимых процедур. Во-первых, участникам станет проще совершать закупки. Во-вторых, повысится уровень эффективности их контроля органами власти.

Светлана Петропольская, заместитель генерального директора юркомпании URVISTA

Реестр недобросовестных поставщиков

Появилась возможность заключить контракт с участником конкурентной процедуры, занявшим второе место, в случае расторжения контракта с предыдущим поставщиком. Однако перезаключение контракта со «вторым номером» допускается только после включения предыдущего поставщика в реестр недобросовестных. Срок включения в такой реестр сокращен с 10 до пяти дней. Если изначальный контракт частично был исполнен, то необходимо уменьшить цену и объем обязательств.   

Изменения будут мотивировать заказчиков и антимонопольные органы включать поставщиков в реестр для скорейшего возобновления прерванных контрактных отношений уже с новым участником. Однако сокращение срока внесения данных в реестр не способствует тщательному исследованию обстоятельств расторжения контракта.

Максим Бузин, руководитель направления «Госзакупки: сопровождение и споры» АБ КИАП КИАП Федеральный рейтинг I группа Страховое право I группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции II группа Трудовое и миграционное право II группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование II группа Международный арбитраж II группа Интеллектуальная собственность II группа Уголовное право и процесс III группа Антимонопольное право III группа Арбитражное судопроизводство III группа ТМТ III группа Коммерческая недвижимость/Строительство III группа Финансовое/Банковское право III группа Корпоративное право/Слияния и поглощения III группа Налоговое право и налоговые споры IV группа Банкротство Профайл компании  

«С одной стороны, отказ во включении в реестр недобросовестных поставщиков зачастую свидетельствует о наличии спора между сторонами и отсутствии очевидных признаков недобросовестности поставщика. В этом контексте нововведение может стать своего рода защитой от злоупотреблений заказчика, который произвольно отказался от исполнения контракта, чтобы перезаключить его с более «симпатичным» участником. С другой стороны, практика включения поставщиков в реестр недобросовестных далека от какой-либо определенности, а вопрос зачастую решается формально не в пользу поставщика», – отметил Бузин.

Допуск к торгам

С 1 июля введен новый аукцион в сфере строительства (включающий проектную документацию), по которому поставщикам не требуется проходить стадию допуска к торгам. Вместо этого документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям заказчика, необходимо направлять оператору электронной площадки. Если заказчик не устанавливает дополнительных требований, то к строительным торгам допускаются любые компании.

С одной стороны, новые правила проведения строительных тендеров повысят конкуренцию за контракты, поскольку практика незаконного отклонения заказчиками первых частей заявок уйдет в прошлое. С другой стороны, будут расти демпинг и риски картельных сговоров.

Мария Калинина, партнер практики разрешения споров АБ DS Law DS Law Федеральный рейтинг II группа Семейное/Наследственное право IV группа Интеллектуальная собственность

Скорректирован перечень иностранных товаров, для допуска которых в целях осуществления госзакупок установлены специальные условия. В обновленный перечень включены волоконно-оптические кабели. Одновременно исключены такие товары, как мебель, матрасы, а вместо отдельных наименований овощей и фруктов в перечень добавлены позиции «Овощи и культуры бахчевые, корнеплоды и клубнеплоды» и «Культуры многолетние».

Унитарные предприятия

Бюджетные, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия смогут осуществлять закупки за счет средств, полученных в качестве дара, пожертвования, по завещанию. Для этого нужно внести соответствующие изменения в положение о закупке и в план закупки. 

Для организаций культуры, науки и образования увеличится максимальная сумма закупки у единственного поставщика с 400 000 руб. до 600 000 руб. Изменится годовой объем таких закупок. Теперь он должен быть менее 5 млн руб. либо менее 50% совокупного годового объема закупок заказчика (но не больше 30 млн руб.). К учреждениям культуры, осуществляющим закупки у единственного поставщика с учетом этих правил, отнесены дома народного творчества и ремесел. Для заключения контракта с единственным поставщиком на поставку культурных ценностей для пополнения государственных фондов, закупки произведений литературы и искусства определенных авторов и исполнителей не потребуется обоснования.

Вносимые изменения расширят основания для закупок у единственного поставщика и разрешат учреждениям культуры закупать таким способом музыкальные инструменты, оборудование и материалы для создания сценических эффектов.

Анастасия Чередова, старший юрист коммерческой группы юрфирмы VEGAS LEX VEGAS LEX Федеральный рейтинг I группа Коммерческая недвижимость/Строительство I группа ГЧП/Инфраструктурные проекты I группа Транспортное право I группа Природные ресурсы/Энергетика II группа Арбитражное судопроизводство II группа Антимонопольное право II группа Корпоративное право/Слияния и поглощения II группа Налоговое право и налоговые споры II группа Банкротство III группа ТМТ 4 место По размеру выручки 5 место По размеру выручки на юриста 3 место По количеству юристов Профайл компании  

Контроль за закупками

С 1 июля правительство наделено полномочиями:

  • по утверждению единого порядка осуществления контроля в сфере закупок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • по определению порядка оценки эффективности деятельности органов контроля в сфере закупок.

Единый порядок должен регулировать организацию, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок и оформление их результатов. При организации и осуществлении проверок учитывается отнесение субъекта контроля к определенной категории риска.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, получат право осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района и городского округа на основании соглашений между субъектами РФ и муниципальными образованиями.

C одной стороны, принятые меры позволят обеспечить формирование единых правил, методологии и практики осуществления контроля в сфере закупок на всех уровнях, а также избежать задержек в процедурах из-за жалоб. С другой стороны, эти поправки фактически отменяют общественный контроль за госзакупками.

Алла Гейфман, юрист PETERKA & PARTNERS 

Общественные организации или объединения юридических лиц больше не смогут пожаловаться в ФАС или суд на действия участников картельных соглашений, а также чиновников, организующих закупки. Обжаловать условия и результаты закупок смогут только сами участники закупок. «Это может привести к росту количества договорных госконтрактов», – считает Гейфман. 

При поступлении обращения от общественного объединения или объединения юрлиц закупки не будут приостанавливаться. Такие заявления приравняют к обычной информации о нарушениях. «Вероятность, что предписание об отмене закупки просто не успеют вынести, увеличится. Его не выдадут, если контракт заключен до окончания проверки, а на ее проведение у контролеров будет 30 дней», – резюмировала Гейфман.