ПРАВО.ru
Must-read
11 апреля 2025, 9:46

Космос как поле битвы: от ядерных угроз до борьбы за ресурсы астероидов

Космос как поле битвы: от ядерных угроз до борьбы за ресурсы астероидов
Освоение космоса связано не только с научными достижениями, но и с громкими спорами. Падение советского спутника «Космос-954» с ядерным реактором на территорию Канады, страховые споры из-за потерянных аппаратов, конфликты вокруг проекта «Морской старт» и программа «Артемида» показывают, как отрасль становится ареной для международных разбирательств. Эти примеры демонстрируют необходимость разработки новых механизмов разрешения космических споров, учитывающих как интересы государств, так и перспективы коллективного освоения космоса.
«Космос-954»

Инцидент с «Космос-954» стал первым в истории, когда космический аппарат с ядерным реактором на борту упал на территорию другой страны, что вызвало международный скандал. «Космос-954» был советским спутником морской разведки, который запустили в 1977 году в рамках программы «Легенда». Программу разработали, чтобы следить за кораблями НАТО с помощью радиолокационной системы. На борту спутника разместили ядерный реактор с ураном-235, его использовали для питания энергоемкого оборудования. Но после выхода на орбиту спутник начал терять управление, и советские специалисты не смогли вывести его на так называемую орбиту захоронения, где он не представлял бы угрозы.

От космоса до экологии: какие законы придумали юристы

24 января 1978 года «Космос-954» вошел в атмосферу Земли и разрушился. Его обломки, включая радиоактивные материалы, упали на территорию Канады, в районе Северо-Западных территорий. Радиоактивные частицы рассеялись на площади более 124 000 км² (размер средней европейской страны), что вызвало серьезные опасения за экологию и здоровье местного населения. Канадские власти незамедлительно начали операцию под названием «Утренний свет», чтобы найти и обезвредить радиоактивные обломки. Операцию проводили совместно с США, и она продолжалась несколько месяцев. В результате специалисты собрали около 65 килограммов обломков, из которых лишь 1% представлял радиоактивную угрозу. Канада потребовала от СССР компенсации за ущерб, оценив затраты на операцию и экологические последствия в 6 млн канадских долларов.

Инцидент вызвал международный резонанс, так как он напрямую касался вопросов ответственности за космические объекты и последствия. СССР и Канада вели переговоры на основе Договора о космосе 1967 года, который устанавливает, что государство, запустившее космический объект, несет ответственность за ущерб, причиненный другим странам. Первоначально СССР отрицал, что ответственен за произошедшее, но после длительных переговоров согласился выплатить Канаде половину — 3 млн канадских долларов.

Страховые споры

В 2000 году авария при запуске ракеты-носителя «Космос-3М» привела к потере американского спутника QuickBird-1, который был застрахован на $265 млн. Это происшествие стало одним из первых крупных страховых случаев в российской космической отрасли в начале нового тысячелетия и прецедентом для будущих разбирательств. 

Через два года произошло другое ЧП при запуске европейского спутника связи Astra 1K из-за ракеты-носителя «Протон-К». После отказа разгонного блока у российской ракеты спутник оказался на нерасчетной орбите, и использовать аппарат по назначению стало невозможно. На тот момент Astra 1K был самым большим в мире гражданским спутником связи массой 5250 килограмм, а сумма страховки составляла $217 млн. 

Резонансной стала и авария 2007 года с японским спутником связи JCSat-11. Ракета-носитель «Протон-М» не смогла вывести аппарат на орбиту из-за отказа рулевых машин второй ступени. Последствия были не только финансовыми, но и экологическими: после падения в землю попало высокотоксичное ракетное топливо. Власти Казахстана, где находится космодром Байконур, оценили экологический ущерб более чем в $8 млн. К страховым спорам из-за утраты спутника добавилось международное разбирательство о возмещении вреда окружающей среде. 

Аналогичная авария произошла в 2008 году. Тогда «Протон-М» не смог вывести на орбиту американский спутник связи AMC-14. Инцидент произошел 15 марта после запуска с Байконура. Сумму ущерба в открытых источниках не раскрыли.

Спор между Boeing и РКК «Энергия» из-за проекта «Морской старт»

В феврале 2013 года американский авиационный концерн Boeing подал в суд Калифорнии иск на $350 млн против российского ракетно-космического предприятия «Энергия» (РКК «Энергия») и других компаний, включая украинское КБ «Южное» и «Производственное объединение Южный машиностроительный завод имени Макарова» (Южмаш). Boeing заявил о нарушении ответчиками своих контрактных обязательств по проекту «Морской старт» (Sea Launch).

Этот проект создали в 1995 году как международное партнерство для коммерческих запусков космических аппаратов. В консорциум вошли Boeing Commercial Satellite Company с долей 40%, РКК «Энергия» с 25%, норвежская компания Kvaerner (позже Aker ASA) с 20% и украинские КБ «Южное» и Южмаш с совместной долей 15%. 

В июне 2009 года на фоне мирового финансового кризиса Sea Launch подала заявление о банкротстве в американский суд. Boeing, как один из участников проекта, частично покрыл долги компании: $147 млн по банковской гарантии и $209 млн по партнерским займам. После этого концерн начал добиваться компенсации от других участников консорциума. По данным Boeing, на РКК «Энергия» приходилось $223 млн этого долга, а на украинских партнеров — $143 млн.

РКК «Энергия» настаивала, что дело нужно рассматривать в Великобритании, как предусмотрено контрактами. Кроме того, российская сторона обращала внимание на незавершенность параллельного разбирательства с похожими требованиями в Швеции. В октябре 2009 года Boeing уже подавал аналогичный иск в коммерческий арбитраж Стокгольма, требуя от партнеров по проекту возместить расходы в рамках банковской гарантии. Но шведский суд посчитал, что это разбирательство находится вне его юрисдикции. Обжаловать решение у Boeing не получилось.

В 2016 году Центральный суд Калифорнии удовлетворил иск Boeing к РКК «Энергия» и КБ «Южное». После этого компания начала взыскивать задолженность, заявив, что будет отстаивать свои права, используя все средства судебной защиты, и при необходимости подаст дополнительные иски.

Добыча ресурсов в космосе

В феврале 2016 года Люксембург объявил, что запускает государственную программу добычи полезных ископаемых на астероидах. Это стало первым шагом к потенциальным международным спорам в новой правовой сфере — освоении космических ресурсов. Инициативу планировали реализовать вместе с Европейским космическим агентством и частными компаниями из ЕС и США. Цель программы заключалась в добыче металлов платиновой группы, железа, никеля и вольфрама из астероидов, которые летают в нескольких десятках миллионов километров от Земли.

Внеземное право: частные компании и добыча ресурсов в космосе

Основной правовой проблемой стало противоречие между инициативой Люксембурга и положениями Договора о космосе. Последние подразумевают, что все природные ресурсы из космоса — общая собственность человечества. При этом США в 2015 году уже приняли акт, который разрешает компаниям считать сырье, добытое в космическом пространстве, своей собственностью, и создали правовой прецедент. Коммерческими партнерами Люксембурга в этом проекте стали две американские компании: Deep Space Industries и Planetary Resources. Генеральный директор Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден выступил в поддержку проекта, заявив о его осуществимости и огромном научном потенциале. По его оценке, проект мог обойтись в десятки миллиардов долларов с потенциальным объемом рынка в триллионы долларов.

В июне 2016 года Министерство экономики Люксембурга анонсировало разработку закона, регулирующего добычу полезных ископаемых на астероидах. В отличие от аналогичного закона США 2015 года люксембургская инициатива позволяла участвовать в разработке не только национальным, но и иностранным компаниям при условии, что у них есть представительство в стране. Согласно новому законодательству и в соответствии с международной конвенцией, компании, разрабатывающие околоземные объекты, получали право на добытые ресурсы. Спустя год закон о космических ресурсах приняли, и Люксембург стал первой европейской страной, которая закрепила право частных компаний на владение и добычу полезных ископаемых в космосе. 

Позже люксембургская компания Ispace-Europe S.A., специализирующаяся на исследовании Луны и разработке космических ресурсов, заключила контракт с NASA на сбор лунного реголита. И в начале этого года правительство Люксембурга выдало фирме первую коммерческую лицензию по новому закону, разрешив операцию по сбору лунного грунта.

Вслед за Люксембургом аналогичные акты разработали США, Япония и ОАЭ, а другие государства пока пытаются их создать. Эти национальные инициативы развиваются на фоне размытых формулировок международных космических договоров, а это позволяет странам самостоятельно регулировать вопросы космической собственности. 

Проект «Артемида»

В 2020 году национальные космические агентства США, Австралии, Великобритании, Италии, Канады, Люксембурга, ОАЭ и Японии представили программу «Артемида», главная цель которой — вернуть американских астронавтов на Луну спустя 53 года после последней высадки. Они планировали построить окололунную станцию и подготовить условия для возможной колонизации Луны в будущем. NASA взяло на себя обязательство отправить людей на поверхность Луны в 2024 году. Международные партнеры агентства должны были сыграть ключевую роль в достижении устойчивого и безопасного присутствия на Луне к концу десятилетия. Позже к соглашению присоединились еще 22 страны.

Один из наиболее острых споров вокруг программы «Артемида» разгорелся в 2021 году, когда NASA передало контракт на постройку лунного модуля компании SpaceX, отвергнув предложения других компаний — Blue Origin и Dynetics. Ключевым фактором в принятии решения стало ограниченное финансирование проекта: SpaceX согласилась исполнить контракт за $2,9 млрд, в то время как Blue Origin запросила $5,9 млрд, а Dynetics — $10 млрд. Тогда Blue Origin подала жалобу на NASA в Счетную палату США, обвинив агентство в том, что оно не дало компаниям возможности осмысленно соревноваться из-за предполагаемого дефицита финансирования. Но жалобу отклонили, и компания подала иск в Федеральный суд США. В заявлении она требовала расширить число участников, задействованных в контракте, и настаивала на приостановке проекта на время судебного разбирательства.

Исполнить контракт во время санкций: риски для бизнеса

Blue Origin назвала решение о передаче контракта SpaceX незаконным и обвинила NASA в недостаточной оценке предложений. Представитель компании заявил, что выявленные в закупке проблемы необходимо устранить ради справедливой конкуренции и безопасного возвращения США на Луну. NASA в ответ отметило, что не может расширить контракт: после заключения соглашения со SpaceX оставшихся средств было недостаточно для вовлечения второй компании.

Реализации программы мешали и технические проблемы. В 2022 году запуск к Луне миссии «Артемида-1», который запланировали в США, пришлось отложить из-за утечки жидкого водорода при заправке ракеты-носителя SLS. Аппарат должен был вывести на орбиту космический корабль Orion для тестового беспилотного полета к Луне. Orion в непилотируемом режиме должен был отправиться к Луне, провести несколько недель на ее орбите и затем вернуться на Землю, приводнившись в Тихом океане у берегов Калифорнии. 

В феврале возник новый спор, связанный с геополитическими аспектами программы «Артемида». Согласно публикации Financial Times, пересмотр проекта NASA командой президента Дональда Трампа угрожает европейским планам исследовать Луну. Даниэль Нойеншвандер, глава отдела роботизированных и пилотируемых исследований Европейского космического агентства, отметил, что для Европы США — ключевой партнер в космических исследованиях, но добавил, что «со стороны США происходят изменения». Эти комментарии появились на фоне внутренних процессов в США: команда старшего советника президента Илона Маска анализирует расходы NASA, включая и $100 млрд, выделенных на программу «Артемида».