ПРАВО.ru

Генеральные лицензии в арбитраже: как клиенты платят юристам в Лондоне

Генеральные лицензии в арбитраже: как клиенты платят юристам в Лондоне
Британские санкции формально не закрыли подсанкционным клиентам путь к международному арбитражу. Наоборот, генеральные лицензии OFSI позволяют оплачивать юридические услуги на сумму до £4 млн каждые полгода и до £500 000 — арбитрам и арбитражным центрам. Требования к переводу средств оказались гибкими, а ограничения ставок юристов — скорее выгодными для клиентов. О том, как эти правила работают на практике и почему барьеры преодолимы, мы поговорили с юристами Belgravia Law.

Британские санкции формально разрешают юристам представлять подсанкционных клиентов в арбитраже. Но как обстоит дело с оплатой услуг?

На самом деле оплата — это тоже не такая уж и проблема. Есть генеральная лицензия, которая дважды в год обновляется и разрешает представителям принимать оплату даже от подсанкционных лиц. Мы считаем очень обнадеживающей тенденцию постепенного ослабления ограничений. Первая такая лицензия, действовавшая с 28 октября 2022-го по 28 апреля 2023-го, позволяла принимать плату за услуги в общем размере не более £1 млн (£500 000 по «досанкционным» и £500 000 по новым договорам оказания услуг) и плату за сопутствующие расходы не более £50 000 или 5% от суммы гонораров юристов, что меньше. При этом лимиты рассчитывались из общей суммы, уплачиваемой различным представителям, что ставило клиентов с множеством дел в невыгодное положение. 

Действующая сейчас лицензия предусматривает отдельный лимит на платежи в адрес каждой юрфирмы. Причем этот лимит вырос до £4 млн за юридические услуги и до £400 000 (или 10% от стоимости услуг) на расходы. Более того, теперь каждая новая лицензия обнуляет лимиты предыдущих. То есть главное — не тратить больше £4 млн в полгода. Но с нашими клиентами такого не было — мы за гуманные цены.

Лицензия предусматривает, что оплата должна производиться напрямую на счета представителей в Великобритании или других странах, таких как Канада, США, страны Евросоюза. При работе с российскими клиентами исполнение этого требования, вероятно, затруднительно? 

Действительно, согласно букве лицензии, требование довольно жесткое. Но Управление по осуществлению финансовых санкций Великобритании (OFSI) разъяснило нам, что оно будет соблюдено и в том случае, если оплата прошла не напрямую. Многие наши клиенты используют услуги платежных агентов для того, чтобы перевести деньги в Великобританию. Кроме того, возможна оплата на счета представителей в третьих странах. Например, есть счета в странах, куда из России заплатить намного проще, чем в Великобританию. Для OFSI главное, чтобы гонорар в конечном счете оказался в английском банке. Наши клиенты платят нам туда, куда им удобно, а дальнейшую логистику мы берем на себя.

В лицензии отдельно упоминаются «досанкционные» и «постсанкционные» услуги. В чем разница?

Речь о том, что услуги, которые оказывают на основании соглашений, заключенных до введения санкций против клиента и после их введения, учитываются отдельно. Если юрист начал проект до введения санкций, стоимость таких услуг будет идти в счет лимита прежних обязательств. А если клиент обратился после введения санкций, гонорары по такой инструкции идут в счет лимита по новым обязательствам.

Например, мы ведем дело в арбитраже. Если в какой-то момент до его окончания клиент подпадает под санкции и после этого заключает с нами договор на консультацию по комплаенсу в новом санкционном статусе, то в течение действия лицензии мы вправе принять от него до £2 млн за представительство в арбитраже и еще до £2 млн — за консультацию. Конечно, консультации столько не стоят. Речь скорее о новых процессах, которые могут появиться уже после введения санкций. 

А если в старый договор внесли изменения после введения санкций?

Все равно применяется лимит по старым обязательствам. Мы специально спрашивали об этом OFSI.

То есть санкции совсем не мешают представлять клиента в арбитраже?

Не совсем так. Для клиента возникают сложности с логистикой, для нас — с отчетностью. Но в целом эти препятствия преодолимы. Немного портят жизнь предусмотренные лицензией ограничения максимальных ставок юристов, но для клиента это скорее плюс, чем минус.

Как обстоит дело с расходами на сам арбитраж — гонорары арбитров и сборы центров? Они покрываются генеральной лицензией?

Покрываются, но другой. До марта 2025 года это была очень серьезная проблема, и мы, да и другие, заваливали OFSI обращениями. Сначала было непонятно, входят ли арбитражные расходы в предмет лицензии на юридические услуги, и из осторожности арбитражи встали. Когда OFSI пояснила, что арбитражные расходы в предмет лицензии не входят, пошел вал заявлений на выдачу специальных лицензий. 

Под этим давлением OFSI сделала правильную вещь и 28 марта выпустила отдельную лицензию для арбитражных расходов. В нее входит оплата гонораров арбитров, сборы арбитражных центров и административные расходы.

Эта лицензия тоже регулярно обнуляется? Какие у нее лимиты?

Эта генеральная лицензия введена без указания срока окончания, то есть будет работать, пока OFSI ее не изменит или не отменит. Лимит у нее более скромный — £500 000, но поскольку сюда не входят гонорары представителей, а лимит рассчитывается для каждого арбитража отдельно, то не уложатся в него только очень крупные споры.

И на них придется получать специальную лицензию?

Придется, но теперь можно не ждать, пока ее выдадут, а начать арбитраж по генеральной лицензии и перейти на специальную, только когда расходы достигнут £500 000. К этому моменту вполне реалистично успеть получить специальную лицензию.

То есть для одного дела нужны две лицензии?

Да. Для своих гонораров, гонораров барристеров и сопутствующих расходов мы используем лицензию на юридические услуги, а для гонораров арбитров и сборов арбитражных центров — лицензию на арбитражные расходы. То есть, например, если подсанкционный клиент сейчас начинает новый арбитраж, он может сравнительно легко заплатить £2 млн солиситорам и барристерам и еще до 200 000 — на сопутствующие расходы: услуги экспертов, переводчиков, за печать документов. И еще до £500 000 сверх — арбитрам и арбитражным центрам. Для большинства дел это более чем достаточный бюджет.

Авторы

Бенджамин Уэллс
Партнер, солиситор-адвокат Belgravia Law

Степан Пучков
Партнер, юрист, медиатор Belgravia Law

Новости партнеров