ПРАВО.ru
Сюжеты
7 июня 2012, 22:42

"Теперь мы можем идти в ЕСПЧ" - Мосгорсуд подтвердил приговор Козлову

"Теперь мы можем идти в ЕСПЧ" - Мосгорсуд подтвердил приговор Козлову

Сегодня в Мосгорсуде состоялось кассационное разбирательство по делу бизнесмена Алексея Козлова, осужденного на 5 лет колонии за мошенничество с акциями завода "Искож" и попытку легализации. Защита добивалась отмены приговора, ссылаясь на недоказанность обвинения и ухудшение положения Козлова, и отмечала, что судья Пресненского суда Татьяна Васюченко физически не могла написать 40-страничный приговор за 1 день, что она заимствовала в своем решении 98,2% объема обвинительного заключения, сохранив все его ошибки. Однако коллегия Мосгорсуда не стала править приговор даже в деталях. Защита Козлова, который провел в неволе более половины назначенного срока, объявила о намерении просить о его условно-досрочном освобождении и одновременно подать жалобу в ЕСПЧ.

Рассмотрение кассационных жалоб на приговор Алексею Козлову ожидаемо собрало много публики и прессы — в лабиринте пустынных коридоров Мосгорсуда найти нужный зал можно было по гулу толпы. В отличие от заседания 14 мая, когда слушание было отложено "из-за большого объема дела", на сей раз к участию в заседании допустили всех, кого вместил зал.

Первой выступила сторона защиты: адвокат Юрий Костанов, защитник Ольга Романова и сам Козлов, прибывший на суд из сизо в алой рубахе и наблюдавший за процессом из стеклянного "аквариума" для подсудимых.

— Предыдущий приговор Козлову был отменен Верховным Судом, — говорил Костанов в немного назидательном тоне. — Это значит, что в новом решении положение подсудимого нельзя было ухудшить против прежнего. Однако это случилось: ВС выпустил Козлова из колонии-поселения, а Пресненский суд поместил его в колонию общего режима.

Костанов попросил суд отменить приговор и прекратить дело за непричастностью Козлова к вмененным преступлениям. Виновность Козлова не подтверждается собранной документальной базой, считает Костанов, а признана судом на основании "предположений" сотрудников потерпевшей компании "Вендорт Трэйдс" Трепакова, Джонса и Костанова (однофамильца защитника Козлова). Также Пресненский суд не выполнил указаний ВС и не исследовал вопрос о том, как сам "Вендорт" стал собственником спорных акций "Искожа". По версии защиты, они были оплачены лишь частично, в результате чего по условиям договора право на них вернулось к продавцу, компании "Евростройгрупп", а та продала право требования Козлову за 30 млн руб. Потерпевшая сторона говорит о том, что неважно, как достались акции "Вендорту", коль скоро они были похищены.

— Суд не вызвал ряд важных свидетелей, — продолжал перечислять Костанов, — обвинение в "легализации" построил только на предположении, не учел, что дела о хищении акций "Искожа" рассматривались несколько раз и разными судами, в том числе без участия Козлова. Все это дело должно было рассматриваться исключительно в гражданском порядке.

Защитник Романова поддержала доводы Костанова и предъявила суду любопытное заключение эксперта из Института русского языка им.В.В.Виноградова. Из него следовало, что судья Пресненского суда Татьяна Васюченко "заимствовала" в своем приговоре 98,2% содержимого обвинительного заключения, включая опечатки и путаницу в знаках препинания. Суд приобщил мнение эксперта к делу, несмотря на возражения прокурора Юрия Потапова и адвокатов потерпевшей стороны Сергея Денисова и Романа Булысова.

Романова также заявила суду, что по существующим нормам решение суда готовится из расчета 3 часа на 1 страницу: следовательно, написание 41-страничного приговора Козлову требовало минимум 17 дней работы. Судья Васюченко справилась всего за один день, объявила Романова под смешки в зале, и это говорит о несамостоятельности ее решения. Наконец, Козлов отсидел уже более половины назначенного срока, и судья не должна была назначать ему наказание, связанное с лишением свободы, а тем более — ужесточать режим его содержания с колонии-поселения на колонию общего режима.

— Есть вещи дискуссионные, а есть бесспорные, —  поддержал Романову Костанов. — Назначение колонии-поселения — вещь бесспорная, поскольку при повторном рассмотрении дела нельзя усилить наказание ни в одной запятой. То же самое имеет место в части приговора, где речь идет о попытке легализации. Сейчас Козлов осужден за покушение на это преступление "в составе группы", а в обвинительном заключении и прошлом приговоре о "группе" не было ни слова. Суд вышел за пределы предъявленного обвинения, здесь все ясно, как таблица умножения! — председательствующий судья несколько раз сосредоточенно кивнул.

Сам Алексей Козлов в своем выступлении сыпал колкостями в адрес судьи Васюченко и своего следователя Натальи Виноградовой, известной также как следователь по делу Сергея Магнитского. Например, он уличил Васюченко в невнимательности: в одном месте приговора она перепутала названия фирм, между которыми Козлов якобы перекидывал уплаченные за акции деньги. Судья не читала материалы дела, предположил Козлов, и поэтому не разобралась, кто кому заплатил.

— Еще один момент — то, как "Вендорт" приобрел акции "Искожа", — продолжал Козлов. — На договорах купли-продажи стоит подпись гендиректора "Евростройгрупп" Кольцова, которого мы вытащили в суд и который оказался подставным лицом. Значит, либо все сделки с его участием недействительны, либо все действительны. А суд называет поддельными только те договоры, которые заключались между "Евростройгрупп" и моей компанией. Также хочу обратить внимание на то, как суд оценил факт оплаты мной акций "Искожа": якобы я перевел деньги самому себе. При этом следователь по моему делу Наталья Виноградова удовлетворила мое ходатайство о выяснении, куда пошли деньги. Выяснилось, что они на следующий же день были переведены далее на счет некой фирмы, и на этом следствие и остановилось, предположив, что тут сумму обналичили. Но на деле ее перевели далее — на счет фирмы, акционерами которой являлись господа Слуцкер, его бывший партнер Сафарян, который тогда был арестован и не мог ими распорядиться, и Магомедов. Поскольку "крышеванием" обналички в Москве в то время занимался как раз СК МВД, следователю Виноградовой не составило бы труда все это выяснить.

Вслед за этим выступили представители потерпевших и гособвинитель. Первым взял слово адвокат фирмы "Вендорт" Сергей Денисов.

— Нарушений, влекущих отмену приговора, я не вижу, — заявил Денисов. — Также нельзя согласиться с утверждением, что Кольцова "вытащила в суд" сторона защиты: они заявляли суду, что по месту регистрации Кольцов не проживает, и это было им выгодно. А представляемая мной фирма "Вендорт Трэйдс" до сих пор ощущает на себе последствия удара, нанесенного Козловым. Ее не только ограбили, похитив акции, но и оформили это как гражданскую сделку, из-за чего стоимость этих ценных бумаг "Евростройгрупп" еще раз взыскала с "Вендорта" в Лондонском международном арбитражном суде.

— Заявление Козлова об оплате акций необоснованно, — присоединился к коллеге адвокат "Вендорта" Роман Булысов. — Акции перешли на счет депо его фирмы весной, а оплата якобы в адрес "Евростройгрупп" была произведена в октябре, когда Козлов уже знал о возбуждении против него уголовного дела. И еще одно: какое отношение имеет к делу порядок покупки акций "Искожа" компанией "Вендорт"? Есть пределы доказывания, это никак не связано с установлением характера действий Козлова.

Выступавший за Булысовым прокурор Юрий Потапов также заявил, что приговор был вынесен законно и обоснованно, а указания Верховного Суда выполнены. Он также упомянул решение Лондонского суда, причем в необычном контексте: по мнению гособвинителя, соглашение о возврате акций от "Вендорта" обратно к "Евростройгрупп" является поддельным, поскольку в арбитражном разбирательстве в Лондоне оно не упоминалось. Наконец, наказание Козлову назначено правильно, "поскольку за тяжкие преступления назначается лишение свободы в колонии общего режима", сказал прокурор.

После этого коллегия взяла час на обсуждение, после чего огласила решение: приговор Козлову оставить без изменения, а поданные кассационные жалобы — без удовлетворения. Приговор вступил в законную силу. Собравшаяся "группа поддержки" Козлова встретила его возмущенными криками, а сам подсудимый и его защита никаких эмоций не высказали — только Козлов улыбался и кивал знакомым, пока его не увели конвоиры.

— Чудес я не ждал, их и не произошло, — отметил после заседания адвокат Козлова Юрий Костанов. — Решение незаконное. Нижестоящий суд постановил приговор, опираясь на показания заинтересованных лиц… Будем теперь подавать прошение об условно-досрочном освобождении. Попутно будем добиваться отмены приговора в Верховном Суде, это параллельные процессы, и оба небыстрые.

— Решение Мосгорсуда имеет тот смысл, что теперь мы можем идти в ЕСПЧ, — отметила супруга Козлова Ольга Романова. — Спасибо судьям МГС за то, что они не воспользовались шансом хоть немного почистить решение Пресненского суда. Больше всего меня беспокоит то, что сейчас ждет Алексея: этап в колонию. Заказ на его устранение не снят, это опасно — там могут быть приведены в действие механизмы, которые надо пережить физически.