
❯❯ Николай Вознесенский, управляющий партнер : «Механизмы обжалования актов и предписаний на национальном и евразийском уровнях различаются. Подход судов к тому, что и на каком этапе можно обжаловать, тоже разный. В случае с Евразийской комиссией: если вы становитесь участником расследования и получаете запросы, то почти не остается инструментов, чтобы оспорить промежуточные действия. Взаимодействие с комиссией идет напрямую, и все претензии можно будет выразить только при обжаловании итогового решения. Это важное отличие, на которое стоит обратить внимание».

Если бренд включен в перечень параллельного импорта, его продукцию можно поставлять без согласия правообладателя. Но вернувшийся бренд может заблокировать ввоз, если его исключили из списка и зарегистрировали в таможенном реестре.
❯❯ Дмитрий Гавриленко, директор по связям с государственными организациями «Авито»: «Важно сохранить динамику роста цифровой индустрии. В России уникальная ситуация: у нас суверенный рынок IT-продуктов, конкурирующие сервисы в разных отраслях. В Европе такой модели нет — там доминируют американские платформы».

Если у группы компаний, например, в России и Армении разные условия доступа, комиссии будет важно понять почему. Даже если все формально соответствует местному законодательству, на уровне ЕАЭС это может рассматриваться как единое поведение доминанта.
❯❯ Анна Арутюнян, руководитель антимонопольной и регуляторной практик Wildberries: «Платформа — это не новый вид деятельности, а новая форма организации уже известного бизнес-процесса. И когда мы говорим о регулировании, важно учитывать, что платформа конкурирует не только с другими платформами, но и с традиционными игроками, которые работают в офлайне».

❯❯ Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС: «Одним из основных направлений нашей работы в последнее время стало сотрудничество с другими странами в правоприменении. Когда мы видим большие сделки экономической концентрации, мы понимаем, что для всех — и для нас, и для участников — важно, чтобы решения разных стран были непротиворечивыми, исполнимыми и соответствовали интересам глобального рынка».
❯❯ Кирилл Энтин, заместитель руководителя секретариата, начальник экспертно-аналитического отдела суда Евразийского экономического союза: «Одним из ключевых вопросов в спорах с комиссией остается определение трансграничного рынка. Суд ЕАЭС объяснил, что единый рынок и трансграничный — это не одно и то же. Даже если рынок лекарств в союзе формально не объединен, поставки между странами считаются уже трансграничной активностью, в которую комиссия может вмешаться».

На уровне ЕАЭС изменения носят более динамичный и предметный характер. Российскому бизнес-сообществу необходимо постоянно держать руку на пульсе, так как полномочия ЕЭК в сфере защиты конкуренции позволяют комиссии влиять на деятельность бизнеса здесь и сейчас. В рамках их реализации ЕЭК совместно с национальными регуляторами формирует общие правила игры и правоприменительную практику на трансграничных рынках.
❯❯ Алексей Иванов, директор международного центра конкурентного права и политики БРИКС Высшей школы экономики: «Несмотря на отсутствие единого международного режима, за последние 25–30 лет произошло сближение. То есть диффузия антимонопольного права и его распространение по миру было более или менее одинаковым. Это уникальная ситуация: при всех различиях на политическом, экономическом, культурном уровне мы, юристы, все равно учимся говорить на одном языке».
❯❯ Ринат Галитдинов, старший советник : «На самом деле мы сталкиваемся с двумя важными вещами. Первое — Евразийская комиссия обладает полномочиями проводить антимонопольные расследования в рамках трансграничного рынка. Второе — любые ее действия можно обжаловать в суде. Это дает бизнесу реальный механизм защиты, хотя и с этим тоже бывают трудности».
❯❯ Дмитрий Рожков, советник : «Сегодня только четыре состава злоупотребления доминирующим положением подпадают под предупреждение. Я бы назвал это своеобразной сегрегацией однородных норм. По сути, прекращение производства товара и отказ в поставке — это одно и то же для потребителя: он просто не может купить нужный товар. Но по одному составу выдается предупреждение, а по другому возбуждается дело, и компания проходит через длительный процесс сначала в антимонопольном органе, потом в судах. Это долго, затратно и не всегда эффективно».

❯❯ Андрей Неминущий, советник антимонопольной практики : «Иногда назначение генерального директора в стратегическую компанию может потребовать согласования. На практике были случаи, когда Правительственная комиссия рассматривала такие вопросы из-за иностранного гражданства кандидата. По мнению регулятора, если гендиректор просто наемный — согласование не нужно. Но если у него есть даже небольшая доля в стратегическом активе, он считается иностранным инвестором, и тогда согласование может потребоваться. На мой взгляд, это неоднозначный подход, ведь небольшой пакет владения может не давать реального влияния, а само понятие иностранного инвестора сейчас не связано с фактом владения долей (акциями), но такой подход нужно учитывать при формировании органов управления и реструктуризации активов».

Сделки, подпадающие под антимонопольный контроль, требуют новых подходов к согласованию с ФАС. Поэтому бизнесу нужно четко понимать возможные риски при заключении сделок, подпадающих под регулирование, и заранее принимать меры, чтобы обезопасить себя. В ближайшей перспективе, с учетом анализа правоприменительной и законотворческой практики, правила согласования сделок с ФАС ужесточатся. Это показывает, что необходимо и дальше искать эффективные пути снижения нагрузки на бизнес.
❯❯ Карин Овакимян, адвокат, канд. юрид. наук, советник антимонопольной практики : «Закрытые паевые инвестиционные фонды стали особенно популярны в последние 2–3 года. Они позволяют инвестору сохранить и фактический, и юридический контроль над бизнесом. Для многих собственников важно не терять тесную юридическую и фактическую связь с активом, а риск разрыва между формальным и реальным контролем в этом случае минимален».

Мы забываем о Федеральном законе «О естественных монополиях» — почти никто не понимает, как он работает. А он заиграл новыми красками и стал вполне рабочим инструментом в свете последней практики. Теперь для признания субъекта естественной монополией необязательно быть в реестре: ФАС рассматривает его как формальность. Главное — есть имущество и деятельность, которую регулируют законом, фактически ведут.
❯❯ Валерия Пономарева, советник : «Институт очного рассмотрения ходатайств за этот год эволюционировал. Наши клиенты из бизнеса очень позитивно к нему относятся, поскольку это позволяет встретиться с антимонопольной службой, выслушать ее опасения по сделке и обсудить условия, которые могут войти в предписание. При этом во многих случаях служба прислушивается к аргументам бизнеса».

При принятии решения о предварительном согласовании сделки важно не только анализировать нормы закона, но и учитывать, как эти нормы трактуют суды. Судебная практика может существенно повлиять на решение, так как суды иногда отклоняются от буквального толкования закона и оценивают экономический смысл сделки. Даже если сделка кажется незначительной, суд может потребовать согласовать ее с ФАС, если она влияет на конкуренцию.
❯❯ Илья Кожевников, юрист регуляторной практики : «Мы покупаем компанию и ожидаем, что это будет эффективный работающий бизнес. Но все зависит от того, что входит в состав пакета: будет ли это добросовестная компания или та, что самовольно регулирует рынок или делает это через инвестиции. Поэтому важно включать в соглашение оговорки и заверения сторон».

❯❯ Андрей Логошин, заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС: «В 2024 году общая сумма штрафов, наложенных на нарушителей рекламного законодательства, составила более 160 млн руб. Это подчеркивает серьезность ситуации, поскольку крупные компании и финансовые организации не меняют свои подходы к рекламным кампаниям и продолжают нарушать».
❯❯ Мария Меркулова, руководитель направления «Ценообразование» антимонопольной практики : «Если в рекламе приводится статистика, ответы экспертов, результаты опроса, то необходимо максимально детально вместить это в слоган. Это поможет избежать риска, что рекламу признают недостоверной или вводящей в заблуждение».
❯❯ Наталья Чебакова, юрист, специалист по гражданскому праву , о трех важных изменениях в рекламном регулировании.
- Отчисления с интернет-рекламы
С 1 апреля все участники рекламной цепочки — от агентств до блогеров и площадок — обязаны отчислять в бюджет 3% с доходов от размещения рекламы в интернете. Обязанность не распространяется на тех, кто оказывает только сопутствующие услуги. Контролирует взносы Роскомнадзор. - Новые требования к рекламе финансовых услуг
С 1 марта реклама потребительских кредитов и займов, если в ней указаны любые условия, влияющие на полную стоимость, должна содержать дисклеймер: «Изучите все условия кредита и займа». Просто дать ссылку на сайт кредитора нельзя — нужно указать все такие условия в тексте рекламы. Также добавлен дисклеймер: «Оцените свои финансовые возможности и риски». - Маркировка и отчетность по соцрекламе
С 1 марта нормы о маркировке рекламы применяют и к социальной рекламе. Теперь перед ее размещением нужно получать токен через операторов рекламных данных. Кроме того, обязанность по размещению соцрекламы распространилась на маркетплейсы, сервисы объявлений и любые онлайн-ресурсы с аудиторией более 2000 пользователей в сутки.
Все презентации спикеров конференции доступны по ссылке.
А если хотите проверить, сможете ли вы создать рекламу, которая привлечет клиентов, но не нарушит закон, — пройдите тест, подготовленный командой Право.ru совместно с коллегией адвокатов Вам предстоит выбрать самые безопасные с точки зрения закона формулировки рекламных слоганов. Цель — выявить и устранить нарушения: вводящие в заблуждение обещания, ложные гарантии и другие рискованные приемы.
В каждом задании выберите один вариант, который наиболее корректен с точки зрения антимонопольного и рекламного законодательства.