КАСКО и ОСАГО
2 сентября 2019, 9:26

Банк России предложил освободить РСА от функций куратора техосмотра авто

Регулятор считает, что во избежание кризиса на рынке ОСАГО функции автостраховщиков в сфере технического осмотра транспорта нужно передать правительству.

ЦБ предложил освободить Российский союз автостраховщиков от функций куратора техосмотра автомобилей, поскольку опасается, что РСА не справится с аккредитацией операторов технического осмотра по новым правилам.

Обновлённый в июне закон о техосмотре может спровоцировать дефицит полисов ОСАГО. Как сообщает «Коммерсант», полис не может быть продан автовладельцу без диагностической карты, выдаваемой оператором технического осмотра (ТО). По закону РСА должен заниматься аккредитацией операторов ТО и следить за их деятельностью. С июня 2020 года оценку соответствия оператора требованиям аккредитации будут проводить в форме выездной проверки. Представители страхового объединения должны будут выехать в каждый пункт ТО, а их в стране 5 200. Сроки переаккредитации для операторов – до июня 2021 года.

Банк России опасается, что «отсутствие фактических и финансовых возможностей у РСА может привести к дестабилизации рынка техосмотра и, как следствие, к дестабилизации рынка ОСАГО. Эта ситуация может привести к прекращению оформления диагностических карт, наличие которых необходимо для заключения договора ОСАГО».

Страховщики тоже беспокоятся по этому поводу. По словам заместителя исполнительного директора РСА Сергея Ефремова, «существует опасность, что техоператоры обратятся к нам за аккредитацией в последний момент, в итоге часть из них физически не успеют её получить. Соответственно, они не смогут выдавать диагностические карты. А это, в свою очередь, может спровоцировать проблему дефицита полисов ОСАГО».

В РСА считают: нужно увеличить расценки союза за работу по аккредитации операторов. «Наши расчеты показывают, что с учетом выездных проверок и новых требований по аккредитации ставка должна возрасти до 70 000 руб. за оператора», - заявил Ефремов. Союз также просит разрешения на использование услуг сторонних экспертов (чтобы сократить расходы, связанные с выездом специалистов РСА).

Автостраховщики также попросили Минэкономразвития продлить сроки аккредитации на год – с июня 2021 года до июня 2022-го. Ещё РСА хочет самостоятельно решать: к какому оператору приезжать с проверкой, а для кого будет достаточно документарной инспекции.

Между тем, эксперты-техники планами РСА недовольны. Как отметил гендиректор союза «Техэксперт» (объединение операторов ТО) Сергей Зайцев, «по сути, предлагается ввести систему «свой – чужой», когда РСА сам выбирает, кого и когда проверять».

«Напомню, что отсутствие выездных проверок привело к тому, что сейчас 60% операторов ТО — портфельные и фиктивные, торгующие диагностическими картами. Это приводит к авариям из-за неисправности транспорта», - сказал Зайцев.

По данным «Коммерсанта», эти споры между РСА и операторами вскоре могут потерять смысл.  «Мерой, направленной на недопущение дестабилизации рынка технического осмотра и, как следствие, рынка ОСАГО, является передача функций РСА в сфере технического осмотра правительству. В настоящее время эти предложения Банка России обсуждаются с заинтересованными ведомствами»,— сообщили изданию в пресс-службе ЦБ.