ПРАВО.ru
Репортаж
29 января 2015, 23:18

Легко ли дословно исполнить поручение Путина?

Легко ли дословно исполнить поручение Путина?
Задержание активистов "Гринпис" Фото ИТАР-ТАСС

Попытка дословно выполнить поручение президента Владимира Путина завела депутатов в тупик. После акции протеста Greenpeace на нефтяной платформе "Приразломная" парламентарии вместе с Минтрансом пытаются ввести наказание за подобные действия и возложить новые обязанности на пограничников. Последние, однако, сопротивляются, а думская оппозиция боится, что закон может вступить в противоречие с постановлением Конституционного суда.

Вопросом обеспечения безопасности на нефтяных платформах в море власти озаботились после того, как в сентябре 2013 года активисты Greenpeace попытались высадиться с судна Arctic Sunrise на платформу "Приразломная" в Печорском море, чтобы провести акцию против добычи нефти в Арктике. Экологов задержали, изначально вменив им пиратство (ст.227 УК), но затем обвинение переквалифицировали на хулиганство (ст.213 УК). В декабре 2013-го они попали под амнистию, приуроченную к 20-летию Конституции. Тем временем Минтранс издал приказ, запрещающий движение и стоянку судов в зонах безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на российском континентальном шельфе. А в феврале 2014-го вступил в силу закон (15-ФЗ), который отнес эти объекты к транспортной инфраструктуре, и теперь на них распространяются соответствующие требования к безопасности.

Однако с введением взысканий за нарушения законодатель замешкался. В мае 2014-го правительство внесло в Госдуму разработанный Минтрансом проект изменений в КоАП. Он предполагал штраф в 3000-5000 руб. или лишение прав на управление судном до трех лет за "нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном на морском транспорте, требований по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе РФ". Депутаты приняли законопроект в первом чтении в сентябре 2014-го, но до конца осенней сессии к нему так и не вернулись.

Сегодня на заседании думского комитета по госстроительству была обнародована доработанная ко второму чтению редакция документа. Депутаты оказались гораздо строже Минтранса и ужесточили предлагаемые санкции. Во-первых, они будут распространяться не только на "судоводителя", но и на судовладельцев. Во-вторых, штраф для граждан составит 100 000 – 300 000 руб. с лишением прав на управление судном до трех лет, для должностных лиц – от 300 000 до 500 000 руб., для юрлиц – от 0,5 до 1 млн руб. Еще строже будут наказывать тех, чьи действия помешают производственной деятельности или приведут к блокировке транспортных коммуникаций в зоне безопасности. Граждан предлагается штрафовать на 300 000 – 500 000 руб. либо лишать права на управление судном до трех лет, оба варианта будут сопровождаться конфискацией орудия правонарушения. Для должностных лиц и юрлиц тоже предусмотрена конфискация и штрафы: 0,5-1 млн руб. и 3-5 млн руб. соответственно.

Введение конфискации насторожило депутата от ЛДПР Сергея Иванова. "Как быть с решением Конституционного суда РФ, по которому нельзя конфисковывать вещь, считающуюся предметом правонарушения и не принадлежащую лицу, совершившему нарушение?" – интересовался он у собравшихся. Речь идет о постановлении 6-П/2011, в котором КС, в частности, сослался на несоразмерное ограничение права частной собственности в случае, когда конфискуется имущество у собственника, которого не привлекали к административной ответственности. Однако в этом же постановлении КС указал на возможность конфискации, если будет установлено, что владелец передал собственность другим лицам с целью осуществления ими противоправной деятельности.

– Обратите внимание, что это не безальтернативная форма: там написано "или" [штраф или конфискация – авт.]. Если эта норма не предусмотрена законодательством, то она не может [применяться]. [Она будет применяться] в тех случаях, когда [это] возможно в соответствии с нашим законодательством, – парировал замминистра транспорта Сергей Аристов. Слова Иванова о том, что конфискация предусмотрена во всех случаях он или не услышал, или проигнорировал.

Единоросс Дмитрий Вяткин, курирующий прохождение документа через Госдуму, отметил, что до сих пор не разработаны правила, которые бы устанавливали основы безопасности на таких объектах в зимнее время. "Если море замерзло, и на установку пытаются залезть лица, которые на иных средствах [передвижения], применить меры ответственности затруднительно по этой статье. Мы надеемся, что так или иначе это правило будет разработано, и мы внесем дополнения", – говорил он о недостатках получившегося документа.

Выход предложил первый зампред комитета Вячеслав Лысаков: распространить санкции за использования всех транспортных средств, включая летательные аппараты. Но идея Вяткину не понравилась, потому что сначала, по его словам, необходимо принять соответствующий подзаконный акт, так как действующий касается исключительно судоходства.

– Законопроект готовился в соответствии с поручением президента, в нем дословно написано то, что написано здесь. И случаев нападений на иных видах транспорта пока мы не имеем, – ответил Аристов.

– "Гринпис" сейчас на вертолеты перейдет, – отозвался Лысаков.

– Значит, вертолетами будем заниматься, – Аристов был неумолим.

Разговор стал еще более напряженным, когда слово взял представитель Пограничной службы ФСБ (корреспонденту "Право.Ru" не представился). Он настаивал, что работники ПС не смогут выписывать протоколы, так как КоАП позволяет должностным лицам это делать, только если они наделены соответствующими задачами и полномочиями (гл.23 КоАП). "В настоящее время на ПС ФСБ вопрос, связанный с обеспечением безопасности судоходства, не возложен", – убеждал он депутатов.

– То есть вы не сможете администрировать? – отозвался молчавший до этого глава комитета по госстроительству единоросс Владимир Плигин.

– Если не будут внесены соответствующие изменения…

– Вы не забывайте, что всегда первично изменения в законодательство. После этого происходит изменение подзаконных актов, полномочий, положений. Нельзя сначала президенту внедрить положение, указ о пограничной службе, если не имеется положения в законе, – настаивал представитель Минтранса. В подтверждение своей правоты он, не озвучив, правда, названия объекта, напомнил про нападение на платформу "Приразломная". Тогда, по словам Аристова, фактическое задержание судна проводили пограничники, а теперь у них добавится лишь одна функция – составление протоколов.

Депутат Вяткин попытался объяснить, что при подготовке документа авторы "исходили не из функционала по обеспечению безопасности судоходства, а из территориального принципа". Но представитель погранслужбы не сдавался, утверждая, что в документе речь идет именно про обеспечение безопасности судоходства, которое не имеет отношения к работе ПС ФСБ.

– Фактически за этой формулировкой понимается обеспечение безопасности наших объектов на шельфе, – предпринял Вяткин последнюю попытку убедить оппонента согласиться с документом.

– Если бы речь шла об обеспечении безопасности объекта, это был бы другой вопрос! – настаивал пограничник.

В результате было решено провести дополнительные консультации. Планируется, что комитет вернется к обсуждению законопроекта 11 февраля.