ПРАВО.ru
Репортаж
18 февраля 2015, 17:39

Под конец заседания истец пропал из договора

Под конец заседания истец пропал из договора

Российский композитор хотел получить 5 млн руб. за несанкционированное, по его мнению, использование его песни на украинском телевидении. Судился он, правда, с ВГТРК, которая продала за рубеж мелодию вместе с сериалом, где она звучала. У финального заседания по этому делу выдалась неожиданная концовка – вскрылся документ, который, вполне возможно, решил исход спора.

В 2013 году композитор Дмитрий Мосс (настоящая фамилия Муратовский) в соавторстве со своей супругой Любовью Лерокс, автором слов, написал песню и зарегистрировал ее в реестре Российского авторского общества под названием "Моя любовь". Спустя некоторое время он узнал, что композиция без его согласия звучит в сериале "Анечка" на украинском телеканале "Интер". Его адвокат Николай Павленко обратился к телевизионщикам с претензией, а в ответ ему и рассказали, что сериал был снят студией "200+" для ВГТРК. Именно у российской компании "Интер" купил права на сериал. Обе организации, по словам композитора, компенсацию выплачивать отказались, и тогда он 13 ноября 2014 года обратился в Савеловский райсуд Москвы с иском о защите интеллектуальной собственности к ФГУП ВГТРК, требуя компенсации в 5 млн руб.

В январе суд удовлетворил ходатайство ВГТРК о привлечении студии "200+" в качестве третьего лица. Тогда же ответчик по просьбе истца предоставил суду договор между ВГТРК и производителем сериала "Анечка", а также принес документ за подписью гендиректора канала о том, что показ фильма не осуществлялся на российском канале.

Вчера прошло заключительное заседание, дело слушал судья Борис Удов.

– К студии "200+" как попал сериал? – забыл он.

– Она и есть производитель, сериал был снят по заказу ВГТРК, – пояснила представительница ответчика Александра Соковикова.

– Хотим увидеть оригинал контракта, потому что в копии цена скрыта, то есть это дефектный документ. Нужны и доказательства того, что договор был осуществлен, – обратил внимание суда на приобщенный документ адвокат Павленко.

– А зачем вам цена-то? – удивился судья.

– Мы хотим убедиться, что договор действительно был заключен. Просим повторно получить информацию, нам надо знать, как осуществлялся договор, – настаивал представитель истца.

Соковикова спросила, какое отношение к делу сейчас имеет этот договор, на что адвокат ответил категорично: "Просто это недопустимое доказательство".

– Хорошо, я потом определюсь, нужно ли истребовать оригиналы документов, – успокоил представителя истца Удов.

Далее судья обратился к представителю третьего лица, попросив его выразить позицию студию "200+" по данному вопросу.

– Решением арбитражного суда должник в лице студии был признан банкротом, – начал с печальной вести юрист, который не представился корреспонденту "Право.Ru". – На сегодняшний день никаких документов от бывшего руководителя не передано, не могу никак прокомментировать сложившуюся ситуацию.

Потом он вспомнил, что обсуждаемый сериал снимал продюсерский центр "Сила", с которым и заключала договор ВГТРК. "Но кто какие материалы предоставлял для сериала, сказать не могу", – закончил свое выступление юрист.

Судья понял позицию третьего лица и перешел к слушанию дела по существу.

Павленко повторил речь, озвученную на прошлом заседании и последовательно пересказал хронологию конфликта: сначала композитор Мосс создал композицию "для одной известной певицы", потом узнал о том, что мелодия уже крутится в титрах сериала на Украине, и был вынужден расторгнуть предварительные соглашения и испортить отношения с клиенткой. "Более 100 серий было показано и неоднократно. Мой доверитель никаких соглашений не заключал".

– Мы дважды до Майдана пытались говорить с "Интером", – продолжал Павленко. – Они сказали, что отправили запрос ВГТРК о предоставлении информации об авторских правах на материалы сериала, но ответа не получили. Тем временем, композиция является лицом сериала и повышает его рейтинг.

Потом адвокат заметил, что истец предлагал ВГТРК заключить мировое соглашение, но "ответчик не счел для себя это возможным". Он также объяснил суду, что последствия нарушения прав имели негативный характер для его доверителя, потому что творческое сотрудничество с исполнительницей (так и не названной) и ее продюсером было расторгнуто.

– Никаких доказательств того, что авторские права были преданы законно, ответчик не предоставил, – вновь возмутился адвокат. – Факт оплаты договора тоже не подтверждается. Может они подарили эти права, неизвестно… Являясь заказчиком сериала, ВГТРК незаконным образом использовала для собственного обогащения труд моего доверителя.

Павленко напомнил, что "согласно закону, сериал – это сложный объект авторского права, при работе над которым автор получает вознаграждение".

– Почему вы считаете, что вознаграждение с ВГТРК должно быть взыскано? – спросил Удов.

– Это правообладатель сериала, они должны отвечать. ВГТРК извлекла доход от продажи прав, ладно бы она просто держала сериал у себя, но права ведь были проданы. Украли практически эту мелодию. Ведь именно их действия привели к нарушению авторских прав, – настойчиво повторял Павленко.

Когда представитель закончил, судья обратился непосредственно к самому истцу и поинтересовался, откуда композитор знает, что в титрах сериала использована именно его мелодия. Мосс ответил, что экспертизы, конечно, не проводил, но "фонограмма очень похожа" на его композицию. Истец добавил, что обычно ВГТРК платит автору музыкальных произведений по 30 000 руб. за каждое проигрывание мелодии в эфире. "Извиняюсь, я специально посмотрел", – сказал композитор, а судья дал слово ответчику.

– Естественно, не признаем иск, – сразу заявила Соковикова. – До сих пор непонятно, о какой песни идет речь – "Твоя любовь" или "Моя любовь"? Это первый момент. Второе… Не был доказан факт использования ответчиком какого-либо произведения. Никакой практической реализации не было, даже истец признает это. ВГТРК не знала о существования этой мелодии до предъявления иска.

Потом Соковикова сказала, что производитель сериала гарантировал заключение договоров с правообладателями, им уже должны быть выплачены вознаграждения. Она представила копию лицензионного договора между РАО и ВГТРК о предоставлении права на воспроизведение музыки в эфире канала. "Даже если бы ВГТРК захотела показать этот сериал на канале, мы бы имели право это сделать", – утверждала представительница ответчика.

– Требования необоснованны, незаконны и предъявлены только для того, чтобы получить выгоду. Истец посчитал ВГТРК самым подходящим ответчиком. Потому что студия уже банкрот, а к каналу "Интер" почему-то не обратились, хотя они и показывали сериал.

– Что вы делаете с фильмом, когда его производит студия по вашему заказу? – задал вопрос судья.

– Мы пакетами отдаем ненужные здесь сериалы на разные каналы, так и на "Интер" передали, – невозмутимо ответила Соковикова.

Потом Удов попытался выяснить, можно ли назвать использованием материала его продажу другому каналу. Представительница ответчика утверждала, что только распространение и передача в эфир являются использованием.

– А передача по лицензии это что по-вашему? – не понял судья.

– Это распоряжение исключительным правом, передача материала на использование третьим лицам. У нас было такое право, вот мы им распорядились, – объясняла юрист.

– Тогда, по вашему мнению, как должен действовать истец, если кто-то незаконно использовал его песню? – спросил совета Удов.

– Студия "200+", они ведь использовали. Или канал, который показывал это в эфире.– назвала Сококвикова надлежащих по ее мнению ответчиков и заметила, что "канал не просто так заключает договоры и платит РАО большие деньги, в эфире должны быть все чисто".

– У вас есть расчет со студией о том, что деньги были переведены за сериал? – задал вопрос Павленко.

– Нам тоже интересно, был ли расчет с ВГТРК, – вдруг вмешался радостный представитель третьего лица, который все это время молчал. – А то если не было, то мы взымем эту плату теперь.

– Если суд запросит, то предоставим, – отреагировала юрист.

После обнаружился любопытный факт: оказалось, что студия передавала копию договора с другим автором мелодий, использованных в сериале, композитором Виталием Царьковым. Мосс заметил, что их имена стоят в титрах сериала в одной строчке. Однако у Мосса никакого соглашения со студией заключено не было. Судья удивился такому повороту событий, а представительница ВГТРК лишь констатировала, что других договоров они не получали.

– Третье лицо, что скажет? – произнес Удов.

– Мне вообще нечего добавить, совсем нечего. На усмотрение суда… – развел руками юрист.

Судья молча думал.

– Я могу присесть, да? – прервал его размышления представитель студии. Удов позволил ему сесть и перешел к стадии прений, где стороны повторили свои доводы и каждый из представителей пытался сделать свою реплику последней. После взаимных пререканий истца и ответчика судья удалился из зала заседания. Через несколько минут в иске было отказано.