Репортаж
28 апреля 2016, 19:31

СИП: Военторг сражается за товарный знак "Вежливые люди"

СИП: Военторг сражается за товарный знак "Вежливые люди"
Фото с сайта ipc.arbitr.ru

Принадлежащий Минобороны "Военторг" (занимается оказанием бытовых услуг и производством и продажей одежды с армейской символикой) борется с контрафактным использованием принадлежащего ему товарного знака "Вежливые люди", а также "Армия России", который "Военторг" использует по исключительной лицензии Минобороны.

“Таких дел очень много”, – признается Антон Суханов, представляющий интересы "Военторга" по одному из них (№ А32-40495/2015). В рамках этого иска компания хочет добиться запрета на использование армейских брендов индивидуальным предпринимателем Дмитрием Жуковым и взыскать с него компенсацию – по 100 000 руб. за каждый. В среду вопрос о запрете Жукову предпринимать какие-либо действия с принадлежащим ему доменом dprint-logo.ru рассматривала кассационная инстанция Суда по интеллектуальным правам. Это лишь этап дела: теперь индивидуальный предприниматель не сможет передать домен – в этом случае истцу пришлось бы впоследствии уточнять исковые требования, пояснил Суханов. Однако рассмотрение вопроса по существу в первой инстанции (дело слушается в Арбитражном суде Краснодарского края) еще только предстоит: оно назначено на 28 мая.

На сайте dprint-logo.ru можно заказать печать логотипов и надписей на футболках и спецодежде в Абинске. В основном это шуточные фразы и патриотические изображения президента Владимира Путина, лозунги “На Берлин!” и т. д. Футболок с логотипом "Вежливых людей" и "Армии России" на сайте сейчас нет. Получить комментарий у самого Жукова не удалось: в среду он в суд не явился. Однако, как говорит представитель "Военторга", наладить торговлю ими предприниматель не успел: была одна-единственная закупка, и та – контрольная. Таким образом "Военторг" собирает доказательную базу, поясняет Суханов.

Это не первый раз, когда "Военторгу" приходится отстаивать в суде право на принадлежащие ему товарные знаки. Например, в конце марта Суд по интеллектуальным правам рассматривал кассационную жалобу по иску “Военторга” к владельцу домена voentorgnato.ru Роману Дудниченко, где, как следует из материалов дела (№ А41-11806/2015), тоже продавалась контрафактная продукция “Военторг”. Кроме того, претензии у компании были и к самому домену – его название содержит наименование товарного знака “Военторг”, что, по мнению истца, также нарушало его права. В первой инстанции (дело слушалось в Арбитражном суде Московской области) его требования были удовлетворены: по решению суда Дудниченко обязан выплатить "Военторгу" 94 000 руб. компенсации. Правда, в части остальных требований судья Михаил Саенко отказал: истец требовал публикации решения суда в официальном бюллетене Роспатента, уничтожить контрафактные товары и аннулировать регистрацию сайта voentorgnato.ru. Сейчас этот домен продается, указано в магазине доменов Reg.ru.

В  большинстве случае незаконные действия различных участников гражданского оборота связаны с пиком популярности того или иного товарного знака, рассуждает юрист КА "Юков и партнеры” Дмитрий Беляев. Например, в свое время был чрезвычайно популярен среди детей мультфильм "Маша и Медведь", с таким товарным знаком стали выпускать одежду, канцелярские товары и игрушки. Впоследствии в Суд по интеллектуальным правам поступало множество заявлений от правообладателей с требованием прекратить несанкционированное использование этого товарного знака и признать произведенную с его использованием продукцию контрафактной.  

В случае с “Вежливыми людьми”, вероятно, некоторые предприниматели могли посчитать, что этот товарный знак не обладает юридической защитой по аналогии с фольклором, так как бренд “Вежливые люди” стал результатом своего рода устного коллективного творчества, предполагает Беляев. Тем не менее, по мнению юриста, у предпринимателя Жукова мало шансов убедить суд в том, что он использует этот товарный знак на законных основаниях.