Татарстанское "Агентство "Эксперт" оспаривает в Арбитражном суде Москвы положение Профессионального кодекса нотариусов РФ, которое запрещает другим юристам готовить проекты документов, подлежащие нотариальному удостоверению. Истец раньше на этом зарабатывал, но лишился дохода после изгнания из профессии нотариуса Марины Стерховой, которая, как подозревает ответчик, Федеральная нотариальная палата, была женой руководителя "Эксперта". ФНП иск не признает. Отток клиентов, по мнению палаты, можно списать на риски предпринимательской деятельности, а судья, судя по его словам, почти уверен в том, что "экспертовская" схема создает риск нарушения нотариальной тайны.
Спор разгорелся вокруг пункта 7.3 кодекса, который запрещает нотариусам передавать составление проектов документов на аутсорсинг — этим могут заниматься только сотрудники нотариальной конторы. За это нотариусы сверх госпошлины взимают с клиентов плату за правовую и техническую работу, а тарифы на нее устанавливают нотариальные палаты. ООО "Агентство "Эксперт" считает, что эта норма "нарушает [его] права, так как препятствует осуществлению экономической деятельности". В Арбитражный суд Москвы юркомпания обратилась, чтобы признать этот пункт кодекса "недействующим с момента принятия" (дело А40-80366/2013). По мнению истцов, норма противоречит Основам законодательства РФ о нотариате (ст. 1, 5, 15, 16 и 35).
Ранее на предварительном заседании представитель "Эксперта" Татьяна Вершинина объясняла, что спорный пункт кодекса нарушает права юркомпании, так как из-за его применения у агентства снизились доходы. Это подтверждается налоговыми декларациями за 2007-2012 годы, объясняла Вершинина. Поток клиентов оскудел из-за прекращения сотрудничества с нотариусом Мариной Стерховой, для которой, согласно иску [копия есть у "Право.Ru"], по договору от 3 января 2002 года "Эксперт" осуществлял "техническую работу" и "изготавливал проекты документов для дальнейшего нотариального удостоверения". Именно такое сотрудничество со сторонними юристами стоило Стерховой лицензии — члены Правления Нотариальной палаты Республики Татарстан в 2009 году решили, что их коллега раскрыла нотариальную тайну. Суды с этим согласились: ВС Татарстана 22 февраля 2012 года отклонил очередную жалобу Стерховой.
Вчера на предварительном заседании, на которое наконец-то явилась представитель ответчика — Федеральной нотариальной палаты, судья Александр Полукаров вновь недоумевал, каким образом норма из кодекса этики нотариусов ущемляет права юрфирмы, а представитель "Эксперта" Светлана Пятибратова в чуть более расширенном виде повторяла аргументацию из искового заявления. "[Ущемлено] основное наше право на коммерческую деятельность, — говорила она. — Мы лишены возможности оказывать прямо предусмотренную законодательством коммерческую деятельность, поскольку нотариусы навязывают свои услуги по подготовке проектов документов".
Однако такой ответ судью не устраивал. "Люди, обращаясь к нотариусу, надеются, что об этом будет знать только нотариус. А по факту они получают то, что нотариус передал кому-то [документы], кто [их] лицезрел, пусть даже для того, чтобы подготовить документы", — удивлялся Полукаров.
- Законодательного определения нотариальной тайны нет. Основами предусмотрено, что нотариус принимает для оформления проекты документов. Они могут быть изготовлены другими лицами, — парировала Пятибратова.
- Два лица решили продать квартиру. Приходят это оформить к нотариусу, а потом об этом знают полстраны, — продолжал свои рассуждения судья.
- [Граждане] вправе даже сами подготовить проект договора и обратиться к нотариусу, а согласно "Основам", нотариус всего лишь обязан удостоверить его. Что касается нотариальной тайны, [то он] не имеет права разглашать момент удостоверения этого договора, но никак не личные данные, — настаивала представитель "Эксперта".
- На основании чего нотариус может передавать кому-то документы, если стороны на это согласия не давали? Или нотариус должен спросить, может ли он отдать их Сидорову, чтобы тот напечатал документ?
- Да, конечно, — ответила она, а затем попыталась объяснить, что клиенты перестали ходить в "Эксперт" за проектами документов, чтобы не платить дважды, так как нотариус все равно возьмет с них деньги за правовую и техническую работу. "У нас так повсеместно. Это практически навязывание услуги", — говорила юрист "Эксперта". Но судья Полукаров усомнился. "Я не так давно сам заходил к нотариусу. Он мне заверил мой проект доверенности", — поделился своим жизненным опытом он.
Не соглашалась с претензиями в адрес нотариусов и представитель ФНП, советник президента ФНП по правовым вопросам Татьяна Большакова. "Есть письма ФНП. Если гражданин приходит с выполненным документом и он соответствует требованиям, то нотариус не может отказать в его удостоверении", — заявила она. Хотя тут же признала, что есть и "маленькое "но". "Минюст ввел защищенные бланки, на которых совершаются нотариальные действия. У гражданина их нет", — говорила она. Текст, написанный клиентом, на бланк должна перенести нотариальная контора, и, по словам Большаковой, на эти действия нотариус не может смотреть как на правовую работу ("бланки бесплатные") и брать деньги по соответствующему тарифу. А по поводу платы за технические услуги — берется ли она в подобных случаях — представитель палаты промолчала.
ФНП иск не признает и подозревает, что он подан не столько в защиту нарушенных прав агентства "Эксперт", сколько в интересах лишенной статуса нотариуса Марины Стерховой, следовало из выступления Большаковой. "Именно она заключала соглашения с "Экспертом" на то, что они будут осуществлять подготовку всех документов, — говорила Большакова. — У [нее] в нотариальной конторе вообще не было своих сотрудников, и все, с чем приходили люди, сначала проходило через "Эксперт", а потом возвращалось к нотариусу". По ее мнению, "все было сведено к тому, что нотариус была обладателем печати". "Вся эта история, по-моему, затеяна с тем, чтобы, получив решение арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам, говорить о нарушении прав Стерховой, и чтобы были пересмотрены дела, которые разрешились не в ее пользу". После заседания она обратила внимание на то, что, по ее данным, руководил агентством "Эксперт" муж Стерховой. Пятибратова эту реплику слышала, но возражать не стала, заметила только, что к делу это отношения не имеет, а ранее говорила "мы просто сидели в одном помещении". По данным ЕГРЮЛ, генеральным директором и учредителем ООО "Агентство "Эксперт" с ИНН 1650057655 является Георгий Миронычев.
По сути иска Большакова заметила, что никто не мешает гражданам обращаться за услугами к "Эксперту". "Но в нотариальную деятельность войти на законных основаниях в качестве того, кто будет ее обеспечивать, у них нет никаких оснований, — резюмировала она. — Коль они частные предприниматели, то риски предпринимательской деятельности допускают возможность, что кто-то из их клиентов будет уходить, а другие будут приходить".
Выслушав стороны, судья Александр Полукаров назначил слушание по существу на 30 октября.