ПРАВО.ru
Интерправо
12 августа 2010, 12:14

Топ-менеджеров "Газпрома" могут вызвать на допрос

Топ-менеджеров "Газпрома" могут вызвать на допрос
Украинский адвокат Юрий Сухой требует допросить главу "Газпрома" Алексея Миллера Фото Право.Ru

Украинский адвокат Юрий Сухой требует допросить главу "Газпрома" Алексея Миллера и его заместителя Валерия Голубева в качестве свидетелей по уголовному делу относительно незаконного растаможивания природного газа. В своем ходатайстве в службу безопасности Украины адвокат обвиняет лидеров "Газпрома" не только в разработке схемы переуступки долга Rosukrenergo, но и в давлении на НАК "Нафтогаз" и гостаможню Украины с целью реализации спорных 11 млрд куб. м газа.

Во вторник адвокат бывшего заместителя главы гостаможни Украины Анатолия Макаренко, арестованного в рамках уголовного дела по ч. 2 ст. 367 УК (служебная халатность, повлекшая тяжелые последствия), Юрий Сухой обратился в службу безопасности Украины (СБУ) с ходатайством, в котором попросил допросить в качестве свидетелей топ-менеджеров "Газпрома" Алексея Миллера и Валерия Голубева относительно обстоятельств и условий составления договоров, связанных с газом Rosukrenergo.

8 июня СБУ возбудила дело по факту растраты служащими НАК "Нафтогаз Украины" транзитного газа, который принадлежал Rosukrenergo ("Газпром" владеет 50%, Дмитрий Фирташ — 45%, Иван Фурсин — 5%). Макаренко, в частности, вменяют в вину незаконность растаможки весной 2009 года 11 млрд куб. м газа, принадлежавшего Rosukrenergo. По разным оценкам, стоимость этого газа колеблется от $1,7 млрд до $4 млрд.

Накануне Юрий Сухой распространил заявление, в котором сообщает, что инициатором переуступки "Газпромом" "Нафтогазу Украины" права требования долга от Rosukrenergo и составления договоров купли-продажи газа был "Газпром" в лице зампреда правления компании Валерия Голубева. Адвокат при этом ссылается на публикацию в местной прессе текста его письма N 06-2188 от 10 октября 2008 года на имя первого зампреда правления НАК Игоря Диденко. В рамках уголовного дела господин Диденко также находится под арестом, как и заместитель начальника отдела Киевской региональной таможни Тарас Шепитько.

Голубев подтверждает готовность российской газовой монополии перейти к прямым поставкам газа между "Газпромом" и "Нафтогазом", то есть исключить из схемы поставок посредника в лице Rosukrenergo.

Макаренко был задержан сразу же после дачи свидетельских показаний 25 июня на два месяца. И поскольку срок его ареста истекает 24 августа, его адвокат принимает любые меры, чтобы он не был продлен. Если украинскому адвокату удастся доказать, что украинские чиновники не были самостоятельны в принятии решений и растаможили газ под давлением "Газпрома", то тем самым он перенесет всю ответственность на российских газовиков. По мнению Юрия Сухова, допрос Алексея Миллера и Валерия Голубева поможет прояснить реальные взаимоотношения между "Газпромом" и Rosukrenergo, а также согласование процедуры уступки права требования и дальнейшего приобретения "Нафтогазом" права на 11 млрд кубометров газа.

В пресс-службе СБУ так и не сказали, будут ли вызывать господ Миллера и Голубева на допрос. Между тем, учитывая, что между Россией и Украиной подписан международный договор о доппомощи в рамках СНГ, процессуальные возможности для этого есть.

Чиновник минтопэнерго Украины подтвердил, что сейчас вызывать Миллера и Голубева "не имеет смысла". "У СБУ и так достаточно оснований, чтобы привлечь всех троих к уголовной ответственности и без показаний менеджеров "Газпрома"",— считает собеседник "Ъ". Однако украинский чиновник считает, что привлекать менеджеров "Газпрома" в качестве свидетелей целесообразно на судебном процессе о подтверждении законности возврата 12 млрд кубометров газа Rosukrenergo. Решение о возврате было принято Стокгольмским арбитражным судом, куда обращалась RUE с иском к "Нафтогазу". В августе это решение должно быть утверждено или же снято арбитражным судом Украины. Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что в данном случае киевские суды поддержат решение Стокгольмского арбитража, поскольку оно политически мотивированно.