ПРАВО.ru
Зарубежная практика
21 февраля 2013, 21:10

Шесть мифов о юристах, или Профессия для психопата

Шесть мифов о юристах, или Профессия для психопата

Традиционно считается, что юрист — человек пессимистичный и циничный. Согласно популярному объяснению, это связано с особенностями профессии — ее представители обязаны иметь в виду худший исход дела и ради успеха пренебрегать чувствами других, поэтому пессимистам и циникам по природе легче в профессии. Но это не совсем так.

Дэн Боулинг, управляющий компанией Positive Workplace Solutions, старший преподаватель в Duke Law School и внештатный научный сотрудник Университета Пенсильвании, совместно с известным психологом Мартином Селигманом из того же университета, уже не первый год исследуют проблему благополучия у юристов. Еще недавно Боулинг, подобно большинству, считал юристов людьми в основном несчастными: в 2010 году на сайте "Карьерист" было опубликовано его интервью, в котором он утверждал даже, что депрессия помогает юристу добиваться успеха.

Но теперь, после анализа результатов интервью и опроса более тысячи юристов и студентов юрфаков, он пришел к неожиданным выводам относительно психологического портрета "среднего юриста". При ближайшем рассмотрении юристы оказались совершенно нормальными людьми, по крайней мере, в большинстве своем. Может быть, более устойчивыми, чего и следовало ожидать, учитывая агрессивную и быстро меняющуюся среду, в которой они работают.

На основе своей работы в течение последних лет, Дэн Боулинг сформулировал и опроверг шесть наиболее популярных мифов о юристах и юридической отрасли.

Миф первый: юристы — люди несчастные. Это не так, в большинстве своем юристы вполне довольны своей жизнью. Ощущение благополучности в широком смысле слова распределяется в среде юристов без заметных отклонений от статистической картины в других профессиях. Более того, начинающие студенты юридических факультетов в среднем ощущают себя более благополучными, чем средний американец. Что логично, учитывая хотя бы стоимость обучения.

Миф второй: если у юриста депрессия, это только его проблема. Это уже не совсем так: в юридической отрасли в Америке все больше говорят о проблеме депрессии у юристов, переживающих период неудач. Практически в каждом юридическом учебном заведении теперь доступна психологическая помощь, а в Йельском университете даже предлагаются "терапевтические" собаки на время экзаменов. Это не метафора, речь именно о плацентарных млекопитающих отряда хищных семейства псовых, которых многие из нас держат дома. Но пока недостает специальных курсов психологической устойчивости, подобных тем, что все чаще используются в американской армии.

Миф третий: студенты, склонные к осторожности и ожидающие худшего, получают лучшие оценки. Представление о прямой связи между пессимистичным взглядом на мир и осмотрительностью, с одной стороны, и хорошими оценками первокурсников юридических вузов, с другой, считалось практически общепризнанным. Однако исследование сильных сторон характера, проведенное Боулингом и Пегги Керри из Пенсильванского университета в двух юридических учебных заведениях (из числа 50 лучших) не выявило статистической связи между наличием этих особенностей личности и хорошими оценками.

Миф четвертый: юрист = циник. Выяснилось, что юристы скорее скептики, причем не в большей степени, чем остальные хорошо образованные люди других профессий. Фокус-группы, проведенные в различных регионах, как в сельской местности, так и в крупных городах, показали, что юристы считают своей сильной стороной критическое мышление, что вовсе не равно цинизму. Так же оценивают себя и прочие американцы с высшим образованием.

Миф пятый: успешные женщины юристы отличаются сниженной эмоциональностью и даже бессердечием. Между тем, сами женщины-юристы скорее относят свой успех на счет своей человечности. В ходе исследования группы особо успешных женщин-юристов, проведенного в прошлом году Патрицией Снайдер из университета Пенсильвании, стало очевидно, что несомненным элементом их успеха была способность к эмоциональному восприятию, "чтению" людей и даже эмпатии.

Миф шестой, последний: эмоциональный интеллект — способность понимать и предсказывать эмоциональные реакции окружающих — вообще оценивается незаслуженно высоко. На деле эмоциональный интеллект становится тем важнее для юриста, чем дальше он продвигается в карьере. Юристы имеют более высокий коэффициент интеллекта, чем среднестатистический человек, но часто им недостает умения реагировать не только на сам разбираемый вопрос, но и на клиента. В последнее время ситуация меняется: все больше юридических фирм, по крайней мере, в Америке, стали заботиться о налаживании не только сугубо профессиональных, но и эмоциональных отношений с клиентами — это помогает их привлекать и затем удерживать.

Рай для психопатов

Однако есть и другой взгляд на представителей юридической профессии. Кевин Даттон, исследователь из Окфордского университета и автор вышедшей в прошлом году книги "Мудрость психопатов: что святые, шпионы и серийные убийцы могут рассказать нам об успехе", поместил юридическую профессию в список имеющих наибольшее число психопатов — второй после руководителей компаний. Вот его список:

Руководитель
Юрист
Сотрудник электронных СМИ (радио/ТВ)
Продавец
Хирург
Журналист "печатных" СМИ
Полицейский
Клерик
Повар
Чиновник

Большинство профессий в этом списке, так или иначе, связаны с обладанием властью над другими людьми и необходимостью принимать объективные, свободные от эмоций решения. Для психопата это прекрасная питательная среда. Похоже, результаты исследования Дэна Боулинга являются частью ответа на вопрос о том, как психопатия сочетается с депрессией, распространенной среди профессиональных юристов.

К сведению, вот что такое психопат: это человек, который характеризуется пониженной эмоциональностью (особенно это касается чувства страха) и недостатком эмпатии, устойчив к стрессу, бессердечен, не испытывает чувства вины, эгоцентрик, умеет быть очаровательным, склонен к манипулированию людьми, безответственен, импульсивен и склонен к антисоциальному поведению, например, совершению преступлений. Идеальный CEO, не правда ли? Или юрист.