Перечисляя аргументы в пользу государственного регулирования деятельности маркетплейсов, Сергей Пузыревский, статс-секретарь — замглавы Федеральной антимонопольной службы, отметил семикратный рост числа предпринимателей, работающих на маркетплейсах: со 100 000 до 700 000 человек за три года. И в первую очередь это предприниматели из секторов малого и среднего бизнеса, обращает внимание Пузыревский. Маркетплейсы помогают развитию небольшого бизнеса, дают возможность обучения и работы, и ФАС не может относиться к этому негативно. Кроме того, значительная часть россиян совершает в течение года хотя бы одну покупку на маркетплейсе. По данным ФАС, число таких покупателей достигло 88 млн человек в год.
Пузыревский напомнил, что сейчас работа маркетплейсов регулируется, по сути, антимонопольным законодательством. Изначально цифровые платформы опирались на саморегулирование, и оно возымело определенный эффект. «Но его было недостаточно, чтобы дискуссия прекратилась и мы отошли в сторону», — добавил Пузыревский. Кроме того, некоторые платформы забирают рыночную власть и имеют такой оборот, что к ним уже предъявляют антимонопольные требования. Некоторые маркетплейсы, получая предупреждение от ФАС, учитывают замечания службы и устраняют нарушения. «Но достаточно ли этого для регулирования? Большой вопрос», — отвечает Пузыревский. Он пришел к выводу: «регуляторика» должна быть, возможно, в виде специального закона. Но зарегулировать сферу и, как следствие, лишиться ее — это тоже опасно, добавил замглавы ФАС.
По словам Сергея Лисовского, зампредседателя комитета Госдумы по защите конкуренции, сейчас маркетплейсы ведут себя достаточно корректно, в отличие от того, как раньше выстраивалась работа с торговыми сетями. При этом они сами понимают, что без госрегулирования не обойтись. «Правительство тоже не может смотреть на это безучастно», — отметил Лисовский. Кроме того, сами маркетплейсы уже не возражают против их ответственности за товар перед потребителями. «Мы просто электронные информаторы» — такой подход, говорит Лисовский, нужно менять, как это в итоге случилось с агрегаторами такси.
Говоря о формате регулирования маркетплейсов, Лисовский констатирует: парламент многолик, а потому подходы к регулированию могут быть разными. Кабмин, по его словам, не хочет, чтобы нижняя палата ограничивала развитие площадок, разве что для защиты интересов потребителя и государства. По оценкам эксперта, еще в прошлом году можно было внести проект закона о регулировании маркетплейсов в Госдуму, но пока этого не произошло. Лисовский напомнил о еще двух законопроектах, которые могут быть полезными в вопросе регулирования цифровых площадок: № 568223-8 и № 445923-8. Они достаточно проработаны, но пока все-таки не готовы к принятию, признает Лисовский. В конечном счете закон принимать нужно, поскольку такое безудержное развитие маркетплейсов опасно, считает Лисовский. И особенно в сфере охраны здоровья, добавил он.