Елена Довгань рассказала, каким аспектам в первую очередь уделяет внимание в работе:
- действительное влияние санкций на права человека. Она пояснила: ее цель как спецдокладчика — показать факт нарушений прав подсанкционных лиц и причинно-следственную связь между ними;
- квалификация международным правом односторонних санкций.
Довгань отметила: государства, которые вводят ограничения, настаивают, что нужно смотреть не на их последствия, а на цель. Преследуя «высшую» цель наказать «плохие страны», они считают негативные последствия сопутствующим негативным эффектом при достижении общего блага, констатирует спецдокладчик. Еще она упомянула, что сами же страны, принимающие санкции, не квалифицируют эти ограничения как контрмеры. Довгань рассказала о решении Европейского суда справедливости, в котором суд подчеркнул, что санкции не имеют ничего общего с контрмерами, а представляют собой часть политики ЕС.
Спецдокладчик указала, что Россия сталкивается с оверкомлпаенсом. По ее мнению, такая политика вызвана односторонними санкциями, исполнение которых государства обеспечивают вторичными ограничениями, уголовным преследованием и изданием актов. Она обратила внимание, что руководство по применению санкций не имеет статуса в правовой системе, но суды их, тем не менее, применяют. «Страх санкционного режима и страх наказания ведет к отказу компаний от сотрудничества», — констатирует Довгань.
«Международное право — тот инструмент, который может и должен помочь нам в этой ситуации», — уверена Довгань. Но при этом не стоит создавать новое международное право, поскольку все нужные нормы уже есть. Просто их необходимо применять так, как положено, по всем правилам толкования, изложенным в Венской конвенции о международных договорах, заключила спецдокладчик.