Как любая юридическая карьера начинается с юробразования, так и наш форум начинается с разговора на эту тему, отметил в приветственном слове Михаил Гальперин, уполномоченный РФ при ЕСПЧ и замминистра юстиции РФ. По его словам, базовый вопрос заявленной темы – можно ли стать хорошим юристом, получив образование дистанционным способом?
Онлайн-обучение позволяет решать проблемы расстояний и финансовых затрат, сразу отметила Марта Пертегас, профессор международного частного и транснационального права, которая работает в университетах Маастрихта и Антверпена. Она рассказала, что вузы, в которых она трудится, уже практикуют проведение онлайн-семинаров со студентами из ЮАР. Вместе с этим, новые технологии тоже имеют определенные недостатки. Пертегас сказала, что никто не застрахован от нестабильного интернета: «Ведь надежная связь и технологии все равно связаны с финансовыми ресурсами». Есть ряд университетов, которые могут обеспечить высокий уровень связи, но не это далеко не все вузы, констатировала она.
Опасения старшей школы и новая роль университетов
Однако не все участники обсуждения позитивно относятся к технологическим новациям в юробразовании. Заслуженный профессор сравнительного правоведения юрфака римского университета Ла Сапиенца, Михаэль Бонелл скептически настроен к новым возможностям. Он признал, что сам далек от полной осведомленности в области всех инноваций, но считает важным вести живой диалог оффлайн между преподавателем и студентами на лекциях. По мнению эксперта, при обучении онлайн можно использовать «сократовский метод». Речь идет о дискуссии, в которой собеседник отвечает на вопросы и высказывает суждения, демонстрируя свои знания или, напротив, неведение по той или иной теме. Но такой способ нельзя считать единственным подходом, подчеркнул эксперт. Одним словом, надо комбинировать различные методы обучения, в которых всегда будет общение преподавателя со студентами, уверен Бонелл.
Еще Цицерон говорил, что нельзя пользоваться только Сократовским методом. Надо сначала проработать теорию, чтобы подготовить аудиторию к более серьезным обсуждениям. При этом преподавателю важно смотреть в глаза студентам, считывать их реакцию и реагировать. Ведь необходимо видеть живой отклик.
А президент Бруклинской школы права Николас Аллард в отличие своего коллеги призывал не бояться новых технологий. Он отметил, что цифровизацию юробразования может описать всего одним словом – неизбежность. И с развитием технических возможностей будет появляться все больше удобных инструментов для онлайн-образования: «Речь идет про искусственный интеллект, очки виртуальной реальности, а в скором времени уже и целые комнаты виртуальной реальности».
По словам Алларда, в настоящее время коллеги из других сфер (медицина, архитектуре и другие) чаще и чаще используют новые технологии: «И юршколам, которым порой присущ консерватизм, не надо оставаться в стороне от прогресса». Тем более, именно такой подход привычен ученикам поколения «Z». Для нас эти студенты странные: они фотографируют еду, разговаривают через переписку в соцсетях, находясь в соседних комнатах, но у них в отличие от старшего поколения отлично развиты коммуникационные навыки, подчеркнул президент Бруклинской школы права.
С развитием технологий в образовательном процессе меняется и роль университетов. По словам декана юрфака СПбГУ Сергея Белова, вузы становятся генераторами новых знаний и материалов, а вместе с этим утрачивают монополию на доступ к образовательной информации. Кроме того, сейчас начинают конкурировать между собой не целые институты, а конкретные курсы и ресурсы для получения новых знаний, заметил докладчик.
Изменяются и отношения между университетом и преподавателем. Последний становится более независимым. Вуз теряет контроль за методическим содержанием, но бОльшая свобода накладывает бОльшую ответственность. Одним словом, образование в полной мере превращается в услугу, особенно если мы говорим об онлайн варианте.
Если раньше траектория образования у студента была в рамках одного университета, то на сегодняшний день это уже не так, подчеркнул Белов. Широчайшие возможности новых технологий дают и уже взрослым специалистам дополнительный стимул к непрерывности образования, уверен он. Но не все так однозначно в обсуждаемой теме, ведь добро и справедливость сложно передавать через онлайн, добавил декан юрфака СПбГУ.
Новые вызовы преподавателям и поиск баланса
Екатерина Тягай, проректор по учебной и методической работе МГЮА поясняла, что преподавателям непросто адаптироваться под новые способы обучения. Лекторам комфортно чувствовать себя главными в аудитории со студентами, контролировать обстановку на занятии, и иметь возможность сделать замечания тем, кто не слушает, говорила докладчик: «В онлайне ведь не скажешь – молодой человек на заднем ряду, не отвлекайтесь». То есть, при дистанционном варианте повышаются требования к преподавателю, уверена она: «Надо преподносить материал студентам так, чтобы они внимательно слушали».
И Тягай подчеркивала, что лекторам не стоит бояться такого перехода в интерактивный формат общения. Мы уже собеседуем по «скайпу» сотрудников при приеме на работу, почему тогда есть какой-то страх перед дистанционным образованием? – задалась вопросом Тягай. Но в погоне за новыми технологиями надо быть аккуратнее и не допускать разбалансировки, предупредила Тягай: «Мы ведь сейчас все такие мультизадачные».
Университеты в будущем будут будут делиться на две группы: те, кто производит курсы, и те, кто потребляет курсы. И, конечно, те университеты, которые хотят быть мощными образовательными кластерами, должны понимать, что делать контент и определять, чему будут учиться студенты, важнее, чем быть потребителем этого контента.
В заключение дискуссии Александр Молотников, председатель правления русско-китайского юридического обратил внимание на то, что в обсуждаемой теме важно найти баланс между новыми технологиями и классическим подходом к обучению. Ведь образование – это не услуга, а процесс воспитания, поспорил он с Беловым. И важно подчеркнуть, что никакие экраны не заменят живое общение, резюмировал Молотников.