ПРАВО.ru
Законодательство
8 ноября 2022, 14:53

Госдума отклонила новеллу о едином операторе рекламы

Регулирование сервисов электронных объявлений и цифровых рекламных щитов чревато монополизмом и может подорвать весь этот рынок, предупреждали представители бизнеса. В первом чтении новеллу приняли в спешке на внеплановом заседании нижней палаты парламента.

8 ноября Государственная дума отклонила законопроект о создании единого оператора электронных объявлений, который приняли в первом чтении на внеплановом заседании 15 июля. Новелла вызвала критику как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны законодателей.

Бизнес протестует против создания единого оператора рекламы

Законопроект внес депутат от «Единой России» Артем Кирьянов. Он предложил размещать любую цифровую наружную рекламу и электронные объявления через единого оператора, на которого будут возложены обязанности по защите персональных данных пользователей и проверке рекламных материалов. Оператор также будет определять ценовую политику на этом участке рынка.

Рассмотрение новеллы в первом чтении прошло всего через неделю после ее внесения. При этом уже при обсуждении законопроекта в Госдуме многие депутаты высказались против этой инициативы. Кирьянов, который ссылался на возможность того, что кто-то «воткнет флешку» в цифровой рекламный щит и разместит на нем что-то незаконное, не смог ответить на вопросы о наличии таких прецедентов.

Депутаты указывали, что новелла несет риски монополизации и выгодна только компании, которая станет таким оператором. Сам Кирьянов отрицал, что преследовал лоббистские цели.

Несмотря на протесты, законопроект большинством голосов все-таки приняли в первом чтении. При этом спикер Госдумы Вячеслав Володин пообещал, что ко второму чтению спорные положения из документа уберут. Его главная цель якобы состояла в том, чтобы защитить россиян от недобросовестных действий иностранных операторов электронных площадок объявлений.

Владельцы сервисов объявлений «Авито», «Яндекс», Сбербанк и фонд «Сколково» после этого обратились в Госдуму и призвали не одобрять законопроект. По их мнению, такая мера скорее увеличит риски распространения недостоверной информации. Избыточное регулирование приведет только к тому, что рынок электронных объявлений вообще рухнет, а россияне будут вынуждены пользоваться для покупки и продажи мессенджерами и иностранными соцсетями, где контроля за добросовестностью торговцев нет вообще.

Накануне вице-спикер Госдумы Вячеслав Даванков сообщил, что Совет Госдумы рекомендовал отклонить законопроект без обсуждения. Он отметил, что фракция «Новые люди», к которой принадлежит Даванков, с самого начала выступала против новеллы и предлагала как минимум внести в нее смягчающие поправки.

«Да что говорить, были против все! Регионы, муниципалитеты, губернаторы, ФАС», — подчеркнул депутат.

Законопроект № 160605-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (по вопросу распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций)»