ПРАВО.ru
Законодательство
8 августа 2022, 12:52

Бизнес протестует против создания единого оператора рекламы

По мнению представителей IT-отрасли, инициатива может уничтожить весь российский рынок электронных объявлений, а никакой пользы не принесет. Законопроект прошел первое чтение через неделю после внесения несмотря на протесты и недоумения депутатов почти всех фракций.

АНО «Цифровая экономика», «Яндекс», Сбер, фонд «Сколково» и «Авито» направили в Госдуму письма с протестами против законопроекта о создании единого оператора электронных объявлений. По мнению представителей рынка, такая мера угрожает монополизацией рынка и повышает риски распространения ложной информации. Об этом сообщают «Ведомости», которые ознакомились с их обращениями. Госдума рассмотрела законопроект в первом чтении на внеплановом заседании 15 июля.

Законопроект предусматривает, что размещение всей цифровой наружной рекламы и электронных объявлений будет проходить через единого оператора. Он будет устанавливать стоимость таких услуг, проверять любую размещаемую информацию и защищать личные данные пользователей. Оператор сможет в течение 30 лет размещать цифровую рекламу на государственном и муниципальном транспорте и без торгов устанавливать на государственной земле рекламные щиты.

Законопроект подготовил и внес депутат от «Единой России» Артем Кирьянов. Всего через неделю после этого на проходившем после официального окончания весенней сессии внеочередном пленарном заседании депутаты приняли новеллу в первом чтении. Законопроект вызвал много вопросов и возражений. Кирьянов объяснял необходимость его принятия соображениями безопасности: на электронных табло и площадках типа «Авито» якобы могут разместить террористические призывы и рекламу экстремистских организаций. В ответ на прямые вопросы депутат признал, что до сих пор таких случаев не происходило, но единому оператору будет легче защищать свои данные, чем разрозненным независимым компаниям. «Мы что, ждем, пока нам флешку со свастикой воткнут в какой-нибудь экран?» — возмутился Кирьянов.

Многие депутаты предположили, что законопроект выгоден только конкретной компании, которая станет потом этим единым оператором, тем более что под заявленные в документе стандарты подходит очень ограниченный круг лиц. Кирьянов отрицал какие-либо лоббистские интересы со своей стороны.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин настоял, что законопроект необходимо принять в первом чтении, но ко второму доработать и убрать все риски, связанные с монополизацией. По мнению Володина, главное в инициативе — защитить рынок от иностранных собственников таких площадок, которые могут ввести санкции и оставить россиян без привычных сервисов.

«Законопроект, создавая необоснованные преференции для бизнеса единого оператора, не несет дополнительной пользы для государства, рынка и граждан», — полагает Сбербанк. В «Яндексе» считают, что такое регулирование «избыточно», а главное, его нужно было предварительно обсудить с представителями IT-отрасли.

По мнению гендиректора «Авито» Владимира Правдивого, ведение новых норм просто уничтожит российский рынок электронных объявлений. В результате будут наказаны добросовестные компании, а россияне будут вынуждены продавать и покупать товары через неконтролируемые мессенджеры, зарубежные соцсети и тому подобные ресурсы.

Законопроект № 160605-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (по вопросу распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций)»