ПРАВО.ru
Практика
17 октября 2023, 17:30

ВС оценил последствия расторжения лизингового договора

Лизингодатель действовал неосторожно, а негативные последствия своих действий переложил на лизингополучателя. ВС этого не допустил.

Фирма «Престиж» договорилась со «Сбербанк Лизингом» о приобретении КамАЗа. Лизингополучатель выбрал продавца, от которого лизинговая компания должна была получить гарантийное письмо о готовности техники к передаче. «Сбербанк Лизинг» письмо не получил, а сделка в итоге сорвалась, и взаимосвязанные договоры лизинга и купли-продажи были расторгнуты. Хотя «Престиж» так и не получил грузовик, он по решению трех инстанций задолжал лизинговой компании более 1 млн руб. (дело № А40-65321/2022).

ВС защитил предпринимателя от произвола лизинговой компании

Компания с таким подходом не согласилась и пожаловалась в Верховный суд. Заявитель указал на неправомерность действий лизингодателя по выделению размера финансирования без получения от продавца гарантийного письма о готовности товара к отгрузке. То, что продавца техники выбрал именно «Престиж», не мешает снизить размер его ответственности, потому что лизингодатель своими действиями содействовал увеличению убытков, вызванных ненадлежащей поставкой предмета лизинга.

Лизинговая компания переводила оплату, не убедившись в наличии у продавца готового к передаче предмета лизинга, как того требовали условия договора. То есть не получила гарантийное письмо продавца и копию паспорта транспортного средства, обратил внимание ВС. По мнению судей, «Сбербанк Лизинг» действовал на свой риск и в таком случае не вправе возлагать неблагоприятные последствия собственного неправомерного поведения на лизингополучателя.

С учетом этого спор вернули на новое рассмотрение в первую инстанцию.