Управляющая компания «Ат-Инвест» сдала в аренду «Ленте» здание площадью 20 652 кв. метра. По условиям договора арендодатель может раз в месяц осматривать объект и составлять акт о недостатках. Если арендатор не направит мотивированные возражения в течение 10 рабочих дней, требования считаются принятыми, а недостатки подлежат устранению за 14 календарных дней. Арендатор обязан проводить текущий ремонт не реже раза в два года.
Управляющая компания составила 7 декабря 2022 года акт о недостатках на 1584 позиции и направила его «Ленте» 2 мая 2023 года. Возражений не последовало, но и здание так и не отремонтировали. Поэтому арендодатель обратился в суд. Он попросил обязать «Ленту» провести работы и потребовал неустойку — 1% от суммы 58,5 млн руб. (стоимость работ по акту) за каждый день просрочки (дело № А41-73017/2023).
Три инстанции приняли разные решения: первая инстанция удовлетворила иск полностью и признала все перечисленные в акте недостатки относящимися к текущему ремонту, позднее это решение поддержала кассация. А вот апелляция детальнее разобралась в особенностях износа здания и назначила экспертизу, которая установила, что только часть дефектов относится к текущему ремонту.
Верховный суд объяснил, как нужно решать такие споры. Надо проверить, уведомлял ли арендодатель арендатора за два дня об осмотре (как требует договор), относятся ли недостатки к текущему или капитальному ремонту, к обязанности арендатора или арендодателя, возможно ли объективно выполнить работы в заявленные сроки. Даже если в договоре есть пункт о последствиях молчания арендатора, все равно необходимо проверять характер недостатков и причины их появления, а это требует специальных познаний и назначения судебной экспертизы.
Экономколлегия отменила постановление окружного суда и подтвердила решение апелляции.
