Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа сегодня представил на своем сайте рекомендации Научно-консультативного совета при ФАС ДВО по применению норм земельного законодательства и главы 31 Налогового кодекса РФ "Земельный налог".
В частности, в этом документе НКС отвечает на вопрос, кто является надлежащим ответчиком по иску о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости – Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице его филиала в субъекте Российской Федерации) или Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту Российской Федерации?
Как отмечается в разъяснениях, по смыслу постановления Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 28.06.2011 № 913/11, обращаясь с иском о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, истец, по сути, предъявляет требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в кадастре, и ответчиком по такому делу может являться то лицо, которое уполномочено вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон № 221-ФЗ) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 221-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Соответствующие полномочия на основании приказов Росреестра от 11.03.2010 № П/93, от 26.12.2011 № П/531 переданы ФГБУ "ФКП Росреестр".
Таким образом, надлежащим ответчиком по спору об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, является Кадастровая палата как лицо, обязанное исполнять судебный акт.
НКС при ФАС ДВО также отмечает, что при рассмотрении дел данной категории судам первой инстанции необходимо привлекать всех возможных заинтересованных лиц, исходя из обстоятельств конкретного спора. Это может быть публичное образование – получатель земельного налога, собственник земельного участка, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение неразграниченными землями, и так далее.
С полным текстом рекомендаций НКС при ФАС ДВО по применению норм земельного законодательства и главы 31 Налогового кодекса РФ "Земельный налог" можно ознакомиться здесь.