Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа представил на своем сайте проект обзора судебной практики по разрешению споров, связанных с применением способов обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных главой 23 Гражданского кодекса РФ.
Как отмечает кассационный суд, практика по данной категории дел была изучена и проанализирована в целях выявления правоприменительных проблем и спорных вопросов, возникающих при их рассмотрении.
В проекте рассматриваются споры, связанные с неустойкой, с залогом, с удержанием, с поручительством, с банковской гарантией, с задатком.
Так, в разделе, посвященном неустойке, ФАС ДВО, в частности, отмечает, что условие договора о размере и порядке исчисления неустойки не подлежит расширительному толкованию, независимо от того, как сторонами обязательства поименована неустойка – штраф или пени.
Арбитражный суд рассмотрел требование о взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение отдельных видов и комплексов работ и неустойки за каждый день просрочки исполнения обязательств.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что по смыслу пункта статьи 329 ГК РФ пеня является разновидностью неустойки, носит длящийся характер и представляет собой определенную денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору за каждый день (или иной период) просрочки, и по общему правилу определяется в процентном соотношении к сумме просроченного платежа. При этом, исходя из буквального толкования условий договора на выполнение отдельных видов и комплексов работ путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что расчет пени следует производить за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства по оплате выполненных работ.
В кассационной жалобе заказчик приводил доводы о том, что в силу статей 330, 431 ГК РФ и пункта 9.3 договора на выполнение отдельных видов и комплексов работ взыскание пени за каждый день просрочки не предусмотрено, в связи с чем размер неустойки является фиксированным и не зависит от периода просрочки исполнения обязательства.
ФАС ДВО признал данные аргументы состоятельными. Изменяя судебные акты и уменьшая подлежащий взысканию размер неустойки, суд кассационной инстанции указал, что, ссылаясь на нормы, касающиеся дефиниции неустойки, арбитражные суды не учли условий государственного контракта, на основании которых начислена пеня. Стороны контракта согласовали, что за нарушение заказчиком сроков оплаты работ в рамках исполнения государственного контракта подрядчик вправе потребовать оплаты пени в размере 0,1% от стоимости предъявленных к оплате работ, в связи с чем исходя из буквального толкования условий договора по правилам статьи 431 ГК РФ суд кассационной инстанции признал обоснованным требование истца о взыскании неустойки из расчета 0,1% от просроченной суммы оплаты. При этом было учтено, что стороны в договоре не установили начисление неустойки за каждый день просрочки исполнения обязательства (постановление ФАС ДВО от 13.02.2013 по делу № А04-5872/2012 Арбитражного суда Амурской области).
Отказывая в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ (определение от 08.04.2013 № ВАС-3882/2013), коллегия судей Высшего арбитражного суда указала на то, что для определения размера неустойки принимается во внимание достижение или недостижение сторонами соглашения о начислении установленной суммы за каждый день просрочки обязательства, а не наименование неустойки – штраф или пени.
С полным текстом проекта обзора судебной практики ФАС ДВО "О некоторых вопросах судебной практики при разрешении споров, связанных с применением способов обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных главой 23 Гражданского кодекса Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.