ПРАВО.ru
Новости
17 октября 2017, 19:42

Центр Кудрина рассказал, как улучшить систему исполнения наказаний

Центр Кудрина рассказал, как улучшить систему исполнения наказаний

Центр стратегических разработок подготовил «Обзор предложений по совершенствованию системы исполнения наказаний». Анализ мнений экспертов показал: число заключенных нужно уменьшать, количество сотрудников ФСИНа избыточно, а наказание за экономические преступления стоит пересмотреть. 

Отойти от «войны»

Мнения экспертов сходятся в том, что от стратегии «войны с преступностью» нужно перейти к «снижению вреда»: у нарушителя закона с желанием исправиться, должен быть шанс вернуться в общество его полноправным членом. Обратная ситуация только стимулирует повторную преступность. Специалисты отмечают, что в случае нетяжких преступлений лишение свободы — неразумная мера, эффективнее было бы выплатить штраф: потерпевший получит компенсацию, а общество сохранит ресурсы.

Предложения специалистов в общей массе связаны «со смягчением репрессивного подхода», в первую очередь в отношении тех, кто преступил закон впервые или представителей уязвимых групп. Главная цель — снизить количество тюремного населения.

quotПричиняя излишние страдания осужденному и его близким, такое наказание превращает преступника в глазах общественности в жертву, вызывая к нему чувство сострадания вместо осуждения его преступного поведения. Тем самым чрезмерно суровое наказание препятствует формированию правильного правосознания, достижению целей общей превенции.

Отмечается, что в местах лишения свободы должны находиться только осужденные за тяжкие преступления, в прочих случаях (в том числе за неумышленные преступления) стоит защищать от тюрьмы, чтобы граждане не впитывали криминальную культуру.

Ставка на гуманизм

Сменить подход эксперты рекомендуют к экономическим преступлениям: перейти к административному порядку, и только при повторных нарушениях — к уголовному. Смягчения хотят добиться и по вопросу наркотиков: часто за их хранение для собственного потребления назначаются реальные сроки, при этом наказание «не соответствует общественной опасности преступления».

Взятие под стражу во время процесса также предлагается минимизировать и использовать как крайнюю меру, а вместо этого чаще применять залоги.

Процедуру вынесения самого приговора предлагается разделить на два этапа: доказывание виновности или невиновности и выбор наказания виновного. Более детально должны устанавливаться обстоятельства, влияющие на размер и вид наказания. Психологи отмечают, что необходимо исследование ценностных ориентаций, мотивации, свойств личности представшего перед судом человека.

Отдельно эксперты настаивают: институт амнистии должен работать шире и распространяться на длину срока оставшихся граждан в колонии. Для помилования не должно быть дополнительных условий для подачи ходатайства. В случае освобождения от отбывания наказания в связи с болезнью необходимо выработать единый подход к подобным решениям на практике. По УДО также настаивают на исключении противоречий.

Существенную пользу, по мнению экспертов, принесла бы система стимулов за исполнение режима в колонии. Предлагается также ввести льготы для компаний, которые обязуются принять на работу отбывших наказание, а также сконцентрироваться на профессиональном образовании.

Статус — жертва

Дискуссионным оказался вопрос о месте потерпевшего в процессе наказания. Одни специалисты сходятся в том, что потерпевший не может быть наделен функциями обвинителя, а значит и наказание не должно преследовать цели удовлетворения чувства мести потерпевшего. Другая часть экспертов настаивает на том, что жертва может участвовать в процессе по вопросу меры пресечения, а также получать дальнейшую информацию о месте отбывания наказания преступника и его характеристиках.

Гораздо большей проблемой названа помощь пострадавшим от преступлений в России, которой фактически нет. Предлагается создать специальные федеральные фонды для компенсации ущерба, если нет возможности получить ее от правонарушителя.

Реорганизация уголовно-исполнительной системы

На этот счет мнения также разделились: стоит ли переводить ФСИН из силового ведомства в гражданское. Отмечается, что это может негативно сказаться на дисциплине. Вопросы у экспертов вызывает количество сотрудников ведомства, которое считается избыточным.

Изменить считают необходимым оценку эффективности работы колоний: нужно исключить предотвращенные побеги и нарушение режима, но оценивать социализацию осужденных и количество рецидивов.

С точки зрения труда заключенных, предлагается наращивать участие предпринимателей для поддержания тюремной инфраструктуры, а промзоны должны быть отделены от колоний фактически и юридически для выполнения главной цели труда — ресоциализации.

 

Полный текст обзора доступен по ссылке.