ПРАВО.ru
Новости
22 октября 2009, 16:17

КС признал неконституционными некоторые пособия по безработице

КС признал неконституционными некоторые пособия по безработице
Теперь россиян, работавших на индивидуальных предпринимателей, не будут ущемлять в размере пособия по безработице Фото с сайта www.rabota.tomsk.ru

Сегодня Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", сообщила пресс-служба КС.

Указанные положения устанавливают различные правила начисления пособия по безработице и назначения трудовой пенсии по старости за два года до достижения пенсионного возраста для граждан, уволенных из организаций, и граждан, работавших до увольнения по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем.

Гражданам, чьими работодателями являлись индивидуальные предприниматели, размер пособия по безработице начисляется минимальный и не предоставляется право досрочного оформления пенсии.

Поводом к рассмотрению дела, состоявшемуся 7 октября 2009 года, явились жалобы граждан Ивановой Татьяны Алексеевны, Климовой Светланы Геннадьевны, Белогуровой Марины Арнольдовны и Молодцова Алексея Викторовича. Все заявители были зарегистрированы в Центрах занятости населения, и им было назначено минимальное пособие по безработице, размер которого до 2009 года составлял 781 рубль, а в данное время — 850 рублей в месяц. Назначение минимального пособия объяснялось тем, что последним их работодателем была не организация, а индивидуальный предприниматель. Заявительнице Ивановой Т.А. на том же основании было отказано в досрочном (на год раньше) оформлении пенсии по старости.

Позиция Конституционного Суда РФ:

Россия как социальное государство гарантирует гражданам защиту от безработицы и социальное обеспечение по возрасту.

Эта защита может считаться эффективной только тогда, когда предоставленный им источник средств к существованию достаточен для удовлетворения жизненных потребностей (хотя бы не ниже минимально необходимого).

Гарантии защиты граждан должны быть основаны на универсальных принципах справедливости и юридического равенства. Предусмотренные Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" разные правила начисления пособия по безработице для граждан, работавших в организациях, и для граждан, работавших у индивидуальных предпринимателей, несовместимы с конституционными принципами равенства и справедливости. Фактически, гражданам, относящимся к одной и той же категории, государство не обеспечивает равные меры социальной поддержки на период поиска новой работы.

Кроме того, социальная поддержка безработных граждан непосредственно не связана с каким-либо конкретным налогом или взносом, уплачиваемым работодателями. Соответственно, различия в правилах начисления пособий по безработице не имеет объективного оправдания.

Реализация права безработных граждан на назначение досрочной трудовой пенсии по старости также поставлена в зависимость от организационно-правовой формы их работодателя (организация или индивидуальный предприниматель). Это положение также не имеет объективного оправдания, не основано на универсальных принципах справедливости и равенства и не согласуются с целями правового, демократического, социального государства.

Таким образом, положения Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", допускающие дифференциацию прав граждан на получение пособия по безработице и на назначение пенсии, основанные исключительно на том, с каким работодателем они состояли в трудовых отношениях, противоречат Конституции Российской Федерации.

Решения по делам заявителей М.А.Белогуровой, Т.А.Ивановой, С.Г.Климовой и А.В.Молодцова подлежат пересмотру с момента провозглашения настоящего Постановления.

Положения, признанные Конституционным Судом РФ противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу с введением в действие нового правового регулирования, которое надлежит выработать федеральному законодателю.

Справка пресс-службы КС РФ. Правительством Российской Федерации 2 октября 2009 года принято решение о внесении в Государственную Думу законопроекта о принятии изменений и дополнений к закону "О занятости населения в Российской Федерации". Соответствующий Федеральный закон предполагается ввести в действие с 1 января 2010 года.