ПРАВО.ru
Новости
24 марта 2010, 11:49

Телеканалы ТНТ и РЕН ТВ потеряли юрлицо

Телеканалы ТНТ и РЕН ТВ потеряли юрлицо
В подготовленный Роскомнадзором по запросу ФАС список федеральных телеканалов не вошли ТНТ и РЕН ТВ Кадр телеканала ТНТ

Поправки к закону "О рекламе", ограничивающие с 2011 года долю продавца телерекламы 35%, преподнесли первый сюрприз. В подготовленный Роскомнадзором по запросу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) список федеральных телеканалов не вошли ТНТ и РЕН ТВ. Виноваты законодатели, определившие федеральные каналы как организации, а не группы компаний.

Составить перечень федеральных телеканалов ФАС заставил принятый в минувшем декабре закон "О внесении изменений в ст. 14, 33, 36 ФЗ "О рекламе"". Он запрещает с 29 декабря 2010 года федеральным телеканалам заключать договоры с контрагентом, если его доля "в сфере продаж телевизионной рекламы" превышает 35% от всех поступивших на каналы рекламных бюджетов за последние два года. В законе дается определение федерального канала: это "организация, осуществляющая эфирное телевещание на территории более пяти субъектов РФ".

В подготовленный Роскомнадзором перечень федеральных телеканалов вошли 11 юрлиц, представляющих 15 каналов. У пяти юрлиц — ОАО "Первый канал", ОАО "Телекомпания НТВ", ОАО "ТВ Центр", ООО "Спортивный телеканал 7ТВ" и ООО "Телеканал ТВ3" — их названия исчерпывающе представляют каналы. За ЗАО "ТВ Дарьял" скрывается ДТВ, за ЗАО "ТВ Сервис" — "Муз ТВ", за ОАО "Телерадиокомпания "Петербург"" — "Пятый канал", за ЗАО "Энергия ТВ" — MTV. ФГУП ВГТРК располагает лицензиями сразу на четыре канала — "Россия 1", "Россия 2" (до 2010 года — "Спорт"), "Россия 24" ("Вести 24") и "Культура". Наконец, ЗАО "СТС-Регион" представляет и СТС, и "Домашний".

В список не попали две крупные телесети — ТНТ и РЕН ТВ. "Роскомнадзор ведет реестр выданных на эфирное телевещание лицензий, и у нас нет оснований не доверять предоставленным им данным",- заявил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. Помощник руководителя Роскомнадзора Михаил Воробьев заверил, что только перечисленные ФАС юрлица располагают лицензиями на эфирное телевещание не менее чем в пяти субъектах РФ. При этом ведомство не учитывало вместе лицензиатов, имеющих право вещать в меньшем числе регионов, но входящих в одну группу компаний.

В группу ТНТ, как следует из списка аффилированных лиц ОАО "ТНТ-Телесеть", входят ульяновское ЗАО "Симбирск-Эфир Плюс", владивостокское ООО "Телекомпания "Новая волна"", новосибирское ООО "Телекомпания НТэССи" и другие юрлица, которые могут иметь лицензию на эфирное телевещание в своем городе. Региональными станциями РЕН ТВ, имеющими лицензии, являются, к примеру, ООО "Астраханская телерадиовещательная компания", ООО "Независимое ТВ Балаково", ЗАО "Независимое Саратовское телевидение", указывает в своей отчетности RTL Group (владеет 30% РЕН ТВ). Но Роскомнадзор совершенно справедливо не назвал ни ТНТ, ни РЕН ТВ федеральными каналами, поскольку в законе четко написано, что под ними понимается организация, то есть одно юрлицо, а не группа компаний, признает управляющий партнер коллегии юристов СМИ Федор Кравченко.

Теперь ФАС направит каналам запросы об их рекламных доходах за последние два года, обещают в службе. ЗАО "СТС Регион" — одна из структур холдинга "СТС Медиа" и обеспечивает лишь небольшой процент от всей выручки от продаж региональной рекламы, уточняет директор по корпоративным коммуникациям "СТС Медиа" Екатерина Осадчая. Хотя ЗАО является лицензиатом на вещание почти в десятке регионов, реально оно управляет лишь двумя станциями СТС и двумя станциями "Домашнего". ФАС будет требовать предоставить данные по консолидированной выручке всей группы компаний, а не одного юрлица, предупреждает Андрей Кашеваров.

Поправки к закону "О рекламе" направлены против крупнейшего пока в стране продавца рекламы — группы "Видео Интернэшнл" (ВИ). Сейчас она продает рекламу в эфире 13 телеканалов. С 2011 года ВИ уже должна выбрать себе в качестве основного клиента либо "Первый канал", либо ВГТРК ("Россия 1" и "Россия 2"), либо "СТС Медиа", отказавшись от двух других.

Выручка ТНТ в 2008 году составила 12,3 миллиарда рублей с НДС, РЕН ТВ — 5,7 миллиарда рублей. Если принять за основу объем всего телерекламного рынка, как его оценивает Ассоциация коммуникационных агентств России, в 138,9 миллиардов рублей в 2008-м, то доля ТНТ составляла 8,9%, РЕН ТВ — 4,1%. По 2009 году известна выручка лишь РЕН ТВ — 4,37 миллиарда рублей или 3,8% всего рынка. Без учета ТНТ и РЕН ТВ доли оставшихся каналов неизбежно вырастут, что уменьшит их возможности объединяться в пулы, не рискуя превысить прописанные в законе 35%.

Между тем, административные разбирательства могли коснуться телеканалов еще после трагедии в Перми. ФАС грозилась оштрафовать их за показ рекламы в дни траура. Как следует из данных TNS, большинство федеральных телеканалов демонстрировали рекламные ролики в дни траура в Перми. После пожара в местном клубе "Хромая лошадь", в результате которого, по последним данным, погибло 146 человек, пермский губернатор Олег Чиркунов объявил в регионе трехдневный траур (с 5 по 7 декабря). Кроме того, 7 декабря по всей стране указом президента был объявлен национальный траур. По законам "О рекламе" и "О СМИ" в официально объявленные дни траура телеканалы должны отменять развлекательные передачи и отказываться от рекламы. В законе не уточняется, идет ли речь только о национальном трауре или о региональном в том числе, заявил замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. ФАС проведет расследование по этому поводу и оштрафует нарушителей, сказал Кашеваров. Возможная сумма штрафа — 40 000-500 000 рублей. Опрошенные телеканалы не припомнят, чтобы ФАС прежде предъявляла претензии по поводу трансляции рекламы в отдельных регионах в дни траура. Как следует из данных TNS, 5 и 6 декабря федеральные и локальные блоки телерекламы в Пермской области показывали "Первый канал", "Россия", MTV, "Муз-ТВ", "Петербург — Пятый канал", ТВ3 и 7ТВ. НТВ, ДТВ и "ТВ Центр" перестали показывать локальные блоки рекламы 6 декабря, но оставили в эфире федеральные.

Самыми законопослушными оказались РЕН ТВ, ТНТ, "Домашний", РЕН ТВ и ТНТ, которые сняли все ролики во второй половине дня 5 декабря. "Нам повезло, — говорит представитель РЕН ТВ Антон Назаров, — у нас очень хороший местный партнер в Перми — компания "Орфей", вместе с ними мы оперативно отреагировали на объявление губернатора". Если бы это произошло в другой области, в выходной день скорее всего это заняло бы гораздо больше времени, признает он. "Телеканалы CTC и "Домашний" в Перми мы распространяем через собственную сеть, поэтому переверстали сетку и вырезали рекламу за несколько часов", — говорит PR-директор "CTC Media" Екатерина Осадчая. ДТВ в Перми транслируется через партнера, который рекламу не снял, продолжает она.