ПРАВО.ru
Новости
26 марта 2010, 11:48

ФАС отменит страховые конкурсы

ФАС отменит страховые конкурсы
ФАС, ранее выступавшая ярым сторонником страховых конкурсов как средства защиты конкуренции, теперь намерена их отменить Фото Право.Ru

Федеральная антимонопольная служба (ФАС), ранее выступавшая ярым сторонником страховых конкурсов как средства защиты конкуренции, теперь намерена их отменить. ФАС готовит поправки, отменяющие необходимость проведения страховых конкурсов для госорганов и естественных монополий. Последним конкурс не понадобится в случаях, когда цена страхового контракта не превышает 100 тысяч рублей. При этом возврата к валу дел по ущемлению конкуренции на страховом рынке служба не боится.

Вчера на ежегодной конференции по перестрахованию заместитель начальника управления контроля финансовых рынков ФАС Ирина Смирнова заявила о намерении службы изменить порядок отбора поставщиков страховых услуг для госорганов, внебюджетных фондов и естественных монополий. В настоящее время статья 18 "Особенности отбора финансовых организаций" закона "О защите конкуренции" требует от всех перечисленных участников проведения открытого конкурса по выбору поставщика страховой услуги. Если страховщик выбран не на конкурсе, суд признает эту сделку недействительной.

Эта норма была введена с целью пресечения ограничения конкуренции на финансовых рынках в виде выбора заказчиками "дружественных" страховщиков. Однако на практике организация и проведение страхового конкурса могут обойтись заказчику дороже стоимости страхового контракта — например, когда территориальному управлению органа власти надо приобрести полис ОСАГО на два автомобиля.

Как пояснила Ирина Смирнова, во избежание подобных случаев, ФАС намерена инициировать поправки, согласно которым органы власти и внебюджетные фонды смогут выбирать страховщика в соответствии с законом о госзакупках — то есть размещать заказ у единственного поставщика без проведения конкурса. Послабление затронет и естественные монополии — им также не понадобится проводить открытый конкурс в условиях, когда цена контракта ниже 100 тысяч рублей — предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. Для внесения изменений ФАС намерена разработать поправки к статье 18 закона "О защите конкуренции". Сколько на отмене конкурсов сэкономит государство, в ФАС не считали.

Страховое сообщество узнало в инициативе ФАС свои предложения двухгодичной давности. Как рассказали во Всероссийском союзе страховщиков, ровно такие же изменения обсуждались на экспертном совете при Росстрахнадзоре. "Было также предложено не проводить конкурс в случаях, когда незначительно меняется автопарк у заказчика,- вспоминает собеседник из союза,- и это правильное решение". Тем не менее, по мнению экспертов, тотальная отмена страховых конкурсов чревата коррупцией и ограничением конкуренции. "Если речь идет о мелких сделках, когда издержки проведения конкурса перекрывают цену контракта, это справедливо,- говорит заместитель главы рейтингового агентства "Эксперт РА" Павел Самиев.- Если же страховые конкурсы отменят по большим заказам — неизбежно появление коррупционной составляющей".

На вопрос о том, не приведет ли отмена страховых конкурсов к нарушению конкуренции на рынке, Ирина Смирнова заявила, что пока таких опасений нет. "Будут жалобы, будем разбираться",- заявила она.

Напомним, что в феврале ФАС возбудила дело в отношении РЖД по договорам ОСАГО и КАСКО. Управление ФАС по Ярославской области возбудило дело в отношении ОАО "Российские железные дороги" по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции" , сообщила пресс-служба Ярославского УФАС России. Закон предписывает субъектам естественных монополий при страховании имущества и ответственности проводить отбор финансовых организаций путем проведения торгов с соблюдением законодательства о размещении заказов. Признаки нарушения усматриваются в несоблюдении требований закона при проведении открытого конкурса на право заключения договора страхования КАСКО, договора и полисов ОСАГО автомобильного парка филиала ОАО "РЖД" — Северной железной дороги. Так, заказчик не указал в конкурсной документации начальную цену контракта, превышать которую нельзя, а также не представил сведений о транспортных средствах: о марках/моделях, годе выпуска, стоимости автотранспорта, — необходимых для расчета размера страховой премии, кроме того, превысил значимость критериев, характеризующих качество оказываемых услуг.