ПРАВО.ru
Новости
15 апреля 2010, 20:46

В Госдуме выбран один из двух законопроектов о продлении приватизации

В Госдуме выбран один из двух законопроектов о продлении приватизации
Сегодня на заседании Комитета Госдумы по собственности были рассмотрены два альтернативных законопроекта о продлеии приватизации помещений для малого бизнеса Фото Право.Ru

Сегодня на заседании Комитета Госдумы по собственности были рассмотрены два альтернативных законопроекта, вносящих изменения в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее — №159-ФЗ).

Как сообщила пресс-служба Госдумы, первым законопроектом, внесенным депутатами ГД — членами Комитета по собственности предлагается продлить на 3 года — до 1 июля 2013 года — действие преимущественного права арендаторов — субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) на выкуп арендуемых ими помещений. За два года действия упомянутого закона арендаторами — СМСП было выкуплено в общей сложности порядка 8500 помещений, что составляет меньшую часть от общего количества арендуемых ими объектов недвижимости.

В ходе обсуждения законопроекта депутаты Комитета высказались за включение в него при подготовке ко второму чтению дополнительных правовых норм о недопущении установления органами государственной власти субъектов РФ ограничений по предельному значению площади выкупаемых помещений меньше порога, установленного Правительством РФ (500 кв.м.), а также о праве арендатора — СМСП оспаривать при определенных условиях включение арендуемого им помещения в Фонд имущественной поддержки СМСП и требовать предоставления возможности выкупа такого помещения.

Комитет принял решение рекомендовать Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.

Альтернативным законопроектом, внесенным депутатами Государственной Думы О.Л.Михеевым и О.Г.Дмитриевой, кроме продления срока действия Федерального закона № 159-ФЗ на 3 года, предусмотрено распространение преимущественного права арендаторов — СМСП на выкуп сданного им в аренду федерального недвижимого имущества, а также предоставление указанного права СМСП, арендующим соответствующие помещения в течение не менее чем 2-х лет независимо от срока вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ. Кроме того из указанного Федерального закона исключается норма о том, что на дату вступления Закона в силу СМСП продолжает арендовать соответствующее недвижимое имущество.

В ходе обсуждения депутаты отметили, что из содержания рассматриваемого законопроекта следует, что право выкупа арендованного имущества может предоставляться СМСП, которые арендуют или арендовали государственное или муниципальное недвижимое имущество в течение любых двух лет независимо от даты вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ. При этом указанные арендаторы вообще могут даже и не арендовать соответствующее имущество на дату вступления в силу указанного Федерального закона.

В этой связи следствием принятия законопроекта явится правовая коллизия, когда на выкуп одного и того же помещения одновременно смогут претендовать несколько арендаторов, нарушая тем самым право "действующего" арендатора — СМСП, который может потерять не только право выкупа арендуемого имущества, но и право его аренды. При этом отсутствие однозначно определенного законом порядка исчисления срока аренды СМСП объекта недвижимого имущества, необходимого для предоставления последнему права на выкуп такого имущества, может повлечь за собой злоупотребления со стороны недобросовестных арендаторов и чиновников.

Депутаты Комитета не поддержали положение законопроекта о распространении действия Федерального закона № 159-ФЗ на федеральное имущество, поскольку до настоящего времени отсутствует закрытый перечень федерального имущества, которое должно находится в федеральной собственности, предназначенного для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и исполнения ими возложенных на них публичных полномочий. Формированию такого перечня должна предшествовать общая инвентаризация федерального имущества, оценка необходимости его нахождения в федеральной собственности, возможность последующей приватизацией или передачи избыточного имущества в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность. В сложившейся ситуации огромное количество предприятий и учреждений, наделенных федеральным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для поддержания свой хозяйственной деятельности и сохранения организаций в качестве дееспособных юридических лиц были вынуждены сдавать значительную часть своего недвижимого имущества в аренду, в том числе СМСП. На текущий момент федеральные органы исполнительной власти не располагают информацией о том, какой объем и какого имущества реально сдан в аренду частным предпринимателям, как аренда этого имущества влияет на производственную деятельность предприятий и учреждений, потребуется ли указанное имущество в перспективе в случае возобновления полной загрузки мощностей предприятий или расширения объемов государственного заказа, как изъятие подобных площадей отразится на производственном цикле предприятий и т.д. Таким образом предлагаемое законопроектом тотальное распространение на такое имущество права выкупа арендующими его СМСП — тем более арендовавшим его когда-то в прошлом всего в течении двух лет за весь период реформ — может привести к непредсказуемым экономическим последствиям и нанести невосполнимый ущерб стратегическим интересам страны.

Депутаты Комитета рекомендовали Государственной Думе отклонить указанный законопроект.