ПРАВО.ru
Новости
16 апреля 2010, 12:56

Штраф за продажу пачки сигарет может вырасти до 100 тыс рублей

Штраф за продажу пачки сигарет может вырасти до 100 тыс рублей
В Госдуме обсуждается возможность штрафовать киоски, большие и маленькие магазины на 100 тысяч рублей за каждую сигаретную пачку, проданную подростку

В Госдуме обсуждается возможность штрафовать киоски, большие и маленькие магазины на 100 тысяч рублей за каждую сигаретную пачку, проданную подростку, пишет "Российская газета".

Продавец, незаконно продавший несовершеннолетнему опасный для его здоровья товар, заплатит 5 тысяч рублей, что почти в пять раз больше нынешнего штрафа. Администратор торговой точки должен будет выложить из своего кармана от 10 до 20 тысяч рублей.

О грядущих изменениях в законодательстве вчера на пресс-конференции сообщил первый зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. При этом депутат уточнил, что размер наказания пока не окончательный: возможно, что суммы еще будут пересмотрены, и не исключено, что в сторону увеличения.

Стоит отметить, что сейчас на рассмотрении в Госдуме находится целая серия законопроектов, которая, по идее, должна серьезно осложнить жизнь не только продавцам табака, но и всем российским курильщикам. Так, по словам Николая Герасименко, есть большая вероятность, что до конца года будет принят закон о полном запрете на курение в общественных местах. Эти места — не только школы, больницы, общепит (включая кафе, бары и рестораны), но и общественный транспорт.

Нарушителям гражданского спокойствия также грозят нешуточные штрафы — до 5 тысяч рублей.

Второй, не менее важный законопроект, касающийся поправок в Налоговый кодекс, предусматривает трехкратное повышение акцизов на табак — до 15 рублей с каждой пачки. Сейчас государство получает с каждой сигаретной пачки порядка 3 рублей, тогда как производитель зарабатывает на ней от 10 до 50 рублей.

До недавнего времени в российской сигаретной индустрии существовал только один центр влияния — международные табачные корпорации (они занимают 90 процентов российского табачного рынка), которые стали главными разработчиками техрегламента по табаку. Только после того, как в апреле 2008 года Россия подписала конвенцию ВОЗ по борьбе против табака, у антитабачников появилась возможность вмешиваться в процесс законотворчества.

Между тем табачные концерны по-прежнему чувствуют себя в нашей стране превосходно, говорит президент Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. В России сегодня дымят более 40 миллионов человек: 65% мужчин и треть женщин. И каждый год дымовая завеса над страной становится все плотнее. В 1990 году население СССР выкуривало 150 миллиардов сигарет и папирос в год. В прошлом году россияне поставили антирекорд, выпустив 400 миллиардов сигарет. Ежегодно в РФ 400 тысяч человек умирают от последствий курения.

В то же время Минфин РФ от имени правительства России подготовил проект отрицательного отзыва на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Проект ФЗ был внесен в Государственную Думу депутатами ГД Н. Герасименко, В. Звагельским и В. Мединским. Как отмечается в проекте заключения правительства, данным законопроектом предлагается увеличение специфических и адвалорных составляющих ставок акциза на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра, папиросы, а также специфических ставок акциза на прочие табачные изделия в 3 раза в 2011 году и в 1,5 раза в 2012 году по отношению к уровню ставок предшествующего года.

Однако в ряде государств проведение подобной налоговой политики сопровождалось существенным ростом объемов нелегального оборота табачной продукции. Например, в Латвии доля нелегальных сигарет на рынке достигла 20%, в Эстонии — 20-25%, в Литве — 40%. В то же время в РФ в настоящее время по экспертным оценкам доля незаконного оборота табачных изделий на внутреннем рынке не превышает 1%. Значительный рост цен на табачные изделия вследствие увеличения ставок акцизов также может привести к увеличению потребления более дешевой и менее качественной продукции, что не отвечает интересам государственной политики РФ в области здравоохранения. Кроме того, в прилагаемых к законопроекту материалах отсутствуют финансово-экономическое обоснование предлагаемого увеличения ставок акцизов, расчеты и прогнозы социально-экономических последствий реализации законопроекта, а также не указаны основания для исключения из таблицы ставок акцизов подакцизных товаров биди и кретек.

Статья 2 законопроекта о вступлении в силу федерального закона со дня официального опубликования не согласуется со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. По законопроекту имеется замечание юридико-технического характера: в статье 1 законопроекта неверно указаны источники официального опубликования статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации. "Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации указанный законопроект не поддерживает", — говорится в проекте заключения, подготовленном в Минфине.