ПРАВО.ru
Новости
27 апреля 2010, 13:23

За запретом уличной продажи пива может стоять водочное лобби

За запретом уличной продажи пива может стоять водочное лобби
Эксперты не исключают, что за запретом уличной продажи пива стоит водочное лобби, заинтересованное в устранении конкурента

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка сообщила вчера о новых поправках в Закон "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В ближайшее время документ будет внесен на рассмотрение правительства. С принятием поправок продажа пива крепостью выше 5% будет возможна только в стационарных магазинах, оборудованных кассовыми аппаратами. Эксперты не исключают, что за запретом уличной продажи пива стоит водочное лобби, заинтересованное в устранении конкурента.

Вчера источник Росалкогольрегулирования сообщил о завершении работы над поправками к Закону "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Согласно законопроекту, алкогольными будут считаться все напитки с содержанием спирта более 0,5% объема вне зависимости от того, использовался ли спирт при их производстве. "Устанавливается также, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива с содержанием этилового спирта более 5% объема, должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м (не менее 25 кв. м для сельской местности), а также контрольно-кассовую технику", — отмечают авторы законопроекта.

Российский союз пивоваров предупреждает о негативных последствиях, которые повлечет за собой ужесточение порядка реализации пива. Прежде всего пострадают небольшие магазины и киоски. В России, по разным оценкам, насчитывается более 50 тысяч киосков, реализующих пиво. Эта статья приносит им до 40% выручки. Для многих из них запрет на продажу пива станет причиной закрытия бизнеса.

Эксперты Российского союза пивоваров прогнозируют, что большая часть продаж пива перейдет в торговые сети. Следствием этого станет рост розничных цен. На уровне потребления алкоголя россиянами запреты в отношении пива не скажутся. Международный опыт показывает, что прямой связи между числом торговых точек, где реализуется спиртное, и уровнем его потребления не существует. Разумнее было бы пойти по пути принятия дополнительных мер, препятствующих продаже пива несовершеннолетним.

Полный запрет на рекламу пива также едва ли способен существенно снизить уровень потребления алкоголя. Более действенным может быть контроль над розничной торговлей и применение адекватных мер ответственности в случае нарушения запрета продажи пива несовершеннолетним. Кроме того, действующая система регулирования рекламы пива и алкогольных напитков уже характеризуется дисбалансом. Например, не применяемый больше нигде в мире запрет на использование образов человека и животных в рекламе пива на рекламу крепких спиртных напитков почему-то не распространяется.

В большинстве европейских стран и в США введена ступенчатая система регулирования рекламы алкогольных напитков. Причем реклама слабоалкогольных напитков (пиво, вино, коктейли) имеет менее жесткие ограничения, чем реклама крепкого спиртного. Такая политика способствует поддержанию "южного", то есть умеренного типа потребления алкоголя европейцами и американцами.

Руководитель отделения Московского НИИ психиатрии Росздрава Александр Немцов выступает в защиту пива. Он — за трезвый образ жизни, но реалии таковы, что люди пили, пьют и будут пить. "Поэтому я — за пиво и за вытеснение пивом из структуры потребления крепкого алкоголя", — говорит эксперт. Употребление пива обеспечивает снижение потребления алкоголя, и с этой точки зрения оно наносит меньший вред здоровью человека, чем водка и другие крепкие алкогольные напитки. У Немцова есть объяснение, почему власти в борьбе за трезвость чуть ли не главным врагом сделали пиво. "Предполагаю, что это связано с позицией водочного лобби, сумевшего переключить внимание властей на отношение к „невинному“ пиву", — подчеркнул ученый.

Председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (объединяет крупнейших производителей водки в России — "Русский алкоголь", "Синергию" и др.) Дмитрий Добров поддерживает предложенные меры. "Объем потребления пива в пересчете на чистый алкоголь в России сейчас сопоставим с объемом потребления легальной водки,- говорит он.- При этом если количество легальной водки за последние десять лет почти не менялось, то производство пива выросло в разы, что привело к общему росту потребления алкоголя".

Пивоваренные компании, работающие в России, уже начали терять прибыль в связи увеличением с 1 января 2010 года ставки пивного акциза с 3 до 9 руб. за литр. Так, в среду Heineken в своем отчете за первый квартал 2010 года объяснил снижение продаж пива в Европе на 5,3%, до 23,6 млн гкл, существенным падением реализации в России, что связано с новыми ставками акциза. По данным Росстата, производство пива в первом квартале сократилось на 19,7%, до 166 млн дал. За год, прогнозируют участники рынка, падение рынка может составить 10-15%.