ПРАВО.ru
Новости
20 сентября 2010, 21:37

ФАС раскритиковала законопроект Минкомсвязи "О почтовой связи"

ФАС раскритиковала законопроект Минкомсвязи "О почтовой связи"
ФАС представила возражения по законопроекту "О почтовой связи" Фото Право.Ru

На официальном сайте Минкомсвязи России опубликована информация о разработке министерством проекта федерального закона "О почтовой связи". ФАС России, являющаяся соисполнителем при разработке данного проекта, неоднократно высказывала позицию ведомства по различным вопросам функционирования и развития рынка услуг почтовой связи, сообщает пресс-служба антимонопольного ведомства.

Современное состояние экономики требует от рынка услуг почтовой связи кардинально иного функционирования. Оказание услуг почтовой связи физическим и юридическим лицам должно оказываться на иных принципах, отвечающих современным потребностям общества. Должно быть налажено взаимодействие между операторами почтовой связи, которое практически полностью отсутствует в настоящее время.

Несовершенство нормативной правовой базы, которая регулирует деятельность в области оказания услуг почтовой связи, приводит, например, к тому, что при пересылке посылок, письменной корреспонденции альтернативные операторы почтовой связи, осуществляющие часть операций (прием, обработка, сортировка почтовых отправлений) и использующие далее федеральную сеть почтовой связи, оплачивают организации федеральной почтовой связи по тарифам, установленным за исполнение всего технологического процесса, что вынуждает альтернативных операторов устанавливать для пользователей цены выше, чем ФГУП "Почта России".

С учетом монопольного положения ФГУП "Почта России" во многих секторах рынка услуг почтовой связи и законодательного запрета негосударственным операторам почтовой связи предоставлять отдельные услуги (например, пересылка отправлений наложенным платежом) происходит искажение рынка и ущемление интересов пользователей услугами почтовой связи. Так, например, организации, осуществляющие дистанционную торговлю, лишены возможности использовать услуги других операторов почтовой связи помимо ФГУП "Почта России".

С вступлением в силу новой редакции правил оказания услуг почтовой связи (01 мая 2005 года) произошло "вымывание" дешевых услуг почтовой связи. Так с изменением допустимых вложений в бандероль, отправления, ранее пересылаемые бандеролью, в настоящее время подлежат пересылке посылкой, стоимость отправления которой существенно (в 2-3 раза) выше.

Сейчас можно сделать вывод, что развитие рынка услуг почтовой связи зависит от совершенствования правового регулирования рынка и соответствующей законодательной базы.

Рассмотрев представленный законопроект, ФАС России направил в Минкомсвязь России замечания, которые при их учете в законопроекте, позволят создать условия для либерализации рынка услуг почтовой связи, а также для его эффективного и динамичного развития.

В частности, ФАС России предлагает дополнительно рассмотреть вопрос либо об устранении законодательно закрепленной монополии на оказание некоторых видов услуг почтовой связи, либо об изменении лицензионных условий на право оказания услуг почтовой связи.

Кроме того, ФАС России считает недопустимым установление монополии на самом значимом рынке услуг почтовой связи, предоставление универсальных услуг почтовой связи, и полагает необходимым создать условия для развития конкуренции на данном рынке, предоставив возможность оказания универсальных услуг почтовой связи операторам почтовой связи, удовлетворяющим определенным Правительством Российской Федерации требованиям.

Также, для создания условий справедливой конкуренции, ФАС России считает целесообразным включить в проект нормы, аналогичные уже применяемым в Евросоюзе, где, в соответствии с Почтовой директивой ЕС "Операторы должны производить универсальную услугу, предоставляя потребителям или посредникам доступ в приемлемых точках, в соответствии с потребностями этих пользователей. Условия доступа, включая контракты (в том случае, когда последние специально предлагаются) должны быть прозрачными, публиковаться соответствующим образом и не содержать дискриминирующих условий".

Критику вызывает предлагаемое определение международной почтовой связи, которое закрепляет исключительное право на международный почтовый обмен за единственным назначенным оператором — ФГУП "Почта России", хотя из норм Всемирного почтового союза такое не требуется.

По мнению ФАС России, наделение исключительным правом оказания услуг международной почтовой связи назначенных операторов необоснованно ограничит количество потенциальных продавцов на данном рынке, приведет к ограничению конкуренции и может привести к ущемлению интересов пользователей услуг международной почтовой связи путем ограничения выбора хозяйствующих субъектов, оказывающих такие услуги.