ПРАВО.ru
Новости
2 ноября 2010, 15:14

Ходорковский предложил судье не пачкать об него руки

Ходорковский предложил судье не пачкать об него руки
Ходорковский в своем последнем слове заявил, что вопреки всему "надеется на оправдательный приговор" Фото с сайта khodorkovsky.ru

Сегодня в Хамовническом суде Москвы, выступая по делу о хищении 200 млн тонн нефти, главный фигурант — экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский в своем последнем слове пожелал судье Виктору Данилкину мужества при вынесении судебного решения, передает из зала суда корреспондент "Право.Ru" Регина Резцова.

Напомним, что сегодня в суде завершилась стадия реплик по делу о хищении нефти бывшими руководителями НК "ЮКОС" Михаилом Ходорковским и МФО "Менатеп" Платоном Лебедевым.

Свое выступление Михаил Ходорковский начал с того, что это возможность оглянуться назад и вспомнить октябрь 2003 года, последний день на свободе. Через несколько недель после ареста ему сообщили, что президент Путин решил, что Ходорковский "будет хлебать баланду 8 лет".

"Тогда в это трудно было поверить, - сказал экс-глава ЮКОСа. — С тех пор прошло семь лет. Семь лет — достаточно большой срок, в тюрьме особенно. У всех нас было время многое переоценить и переосмыслить".

По мнению Ходорковского, прокуроры своим выступлением призывают суд дать ему и Лебедеву по 14 лет и наплевать на прежние судебные решения."За эти годы меня опасаться стали больше, а уважать закон - еще меньше", — считает Ходорковский.

Он уверен, что признания вины от него никто не ждет и вряд ли кто-нибудь поверит в то, что он похитил всю нефть, добытую его компанией. Также, по его мнению, никто не верит в то, что в московском суде возможен оправдательный приговор по делу ЮКОСа.

Однако Ходорковский отметил, что в его душе надежда живет, потому что "надежда — главное в жизни". В конце 1980-х, когда он был молодым человеком, жила надежда на свободу, на счастье для себя и своих детей. Отчасти надежда осуществилась, отчасти — нет. "Наверное, в том, что эта надежда осуществилась не до конца и не для всех — есть и моя вина", — сказал он.

Ходорковский напомнил, что в 1990-х ЮКОС была лучшей нефтяной компанией России, которая возводила спорткомплексы и дома культуры, прокладывала дороги, разрабатывала новые месторождения, то есть делала то, чем сегодня гордится Роснефть, получившая ЮКОС.

Он отметил, что именно благодаря увеличению добычи нефти стране удалось воспользоваться благоприятной нефтяной конъюнктурой. "У нас появилась надежда, что период потрясений, смуты — позади и мы можем спокойно строить новую жизнь, великую страну", — заявил Ходорковский. Однако надежды не оправдались."Стабильность стала похожей на застой, общество замерло. Хотя надежда пока живет", — добавил он.

По словам экс-руководителя ЮКОСа, с приходом нового Президента у многих сограждан вновь появилась надежда, что "Россия все же станет современной страной с развитым гражданским обществом, свободным от чиновничьего беспредела, коррупции, несправедливости и беззакония".

Ходорковский убежден, что невозможно уже делать вид, что "мы развиваемся, а на самом деле, — стоять на месте и пятиться назад, пусть даже и под личиной благородного консерватизма. Саботаж реформ лишает нашу страну перспектив", — подчеркнул он. 

Он заявил, что ему стыдно смотреть, как некоторые люди пытаются оправдать бюрократический произвол и беззакония, обменивая свою репутацию на спокойную жизнь в рамках системы на привилегии и подачки.

Экс-глава ЮКОСа подчеркнул, что гордится сотрудниками ЮКОСА, которые за 7 лет гонений не согласились быть лжесвидетелями, "продать душу и совесть". По словам Ходорковского, десятки человек испытали на себе угрозы, были брошены в застенки, некоторых пытали, но теряя здоровье, люди сохранили самое главное — человеческое достоинство.

"Те, кто начинал это позорное дело, называли нас коммерсантами, считали быдлом, готовым на все, чтобы защитить свое благополучие и избежать тюрьмы. Прошли годы. Кто оказался быдлом? Кто ради денег и из трусости перед начальством врал, пытал, брал заложников?" — вопрошал "главный обвиняемый". "И это они называли "государевым делом"! Мне стыдно за мое государство", — заявил он.

По словам Ходорковского, значение данного процесса выходит далеко за пределы судеб его и Ледедева, а также судеб тех, кто безвинно пострадал в ходе масштабной расправы над ЮКОСом. Очевидным выводом для думающего человека является то, что силовая бюрократия может все. Прав у человека при столкновении с "системой" вообще нет. Права закреплены в законе, но не защищаются судом. Суд либо боится, либо является частью этой "системы", - подчеркнул он.

"Кто будет модернизировать экономику: прокуроры, милиционеры, чекисты?", — вновь задался вопросом экс-глава НК "ЮКОС".

Также Ходорковский заявил, что "государство, уничтожающее свои лучшие компании, готовые стать мировыми чемпионами, государство, презирающее своих граждан, доверяющее только бюрократии и спецслужбам — больное государство".

По мнению экс-главы ЮКОСа, Москва вряд ли сможет стать финансовым центром Евразии, если прокуроры в публичном процессе, как и 20, и 50 лет назад, "призывают признать стремление к увеличению производства и капитализации частной компании — преступно-корыстной целью, за которую надо сажать на 14 лет".

Ходорковский убежден, что за исходом этого процесса следят миллионы глаз по всему миру с надеждой на то, что "Россия все-таки станет страной, где закон будет выше чиновника. Где спецслужбы будут защищать народ и закон, а не бюрократию от народа и закона. Где права человека не станут больше зависеть от настроения царя. Доброго или злого".

В заключении Михаил Ходорковский  сказал: "Я не идеальный человек, но я — человек идеи. Мне, как и любому, тяжело жить в тюрьме, и не хочется здесь умереть. Но если потребуется -  у меня не будет колебаний. Моя вера стоит моей жизни. Думаю, я это доказал".

Обращаясь к прокурорам, экс-глава ЮКОСа, спросил, во что верят они: в правоту начальства, в деньги, в безнаказанность системы?"

По его глубокому убеждению на этом процессе решается судьба каждого гражданина России, который  рассчитывает не стать жертвой милицейского беззакония, кто завел свой бизнес, добился успеха и хочет, чтобы это досталось его детям, а не "рейдерам в погонах".

"Я знаю, есть люди, я называл их в процессе, которые хотят оставить нас в тюрьме. Оставить навсегда! В общем, они это не скрывают, публично напоминая о существовании "вечного" дела ЮКОСа. Потому что хотят показать: они — выше закона, они всегда добьются того, что задумали. Но им необходим обвинительный приговор, чтобы не стать козлами отпущения", — заявил Ходорковский.

Он также выразил надежду на то, что  независимый суд в России станет реальностью.

Обращаясь к судье Виктору Данилкину, Михаил Ходорковский заявил: "Ваша честь, я готов понять, что Вам очень не просто, может быть, даже страшно, и желаю Вам мужества".

Ходорковский подчеркнул, что приговор по этому делу, каким бы он ни был, станет частью истории России, имена обвинителей и судей также войдут в историю, главное, чтобы они не стали продолжением традиций печально известных советских процессов.

Оглашение приговора состоится 15 декабря.

Напомним, что гособвинение попросит приговорить Ходорковского и Лебедева к 14 годам заключения каждого в колонии общего режима. Генпрокуратура просит признать виновными экс-главу ЮКОСа и бывшего руководителя МФО "МЕНАТЕП" в хищении и легализации акций нефтедобывающих компаний и ( п. "а", "б" ч.3 ст.160 УК РФ, ч.3 ст. 174 прим. УК РФ) и в хищении нефти с последующей легализацией имущества и денежных средств ( ч.4 ст.160 УК РФ, ч.3 ст.174 прим. УК РФ).

Ранее Ходорковский и Лебедев были осуждены Мещанским судом к восьми годам лишения свободы каждый. Срок наказания по первому приговору истекает в следующем году.

С полным текстом последнего слова Михаила Ходорковского можно ознакомиться здесь.