ПРАВО.ru
Новости
30 ноября 2010, 15:46

Набиуллина предложила определять победителя госзаказа по "стоимости владения"

Набиуллина предложила определять победителя госзаказа по стоимости владения
Фото с сайта gorod55.ru

Как сообщалось ранее, президент России Дмитрий Медведев провел вчера заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина выступила на заседании с законодательными инициативами в сфере нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в РФ.

Как сообщает пресс-служба МЭР, Набиулина предложила, в частности, принять решение о заявительной приватизации интеллектуальных активов (или так называемой "интеллектуальной амнистии"), созданных за бюджетный счет до введения в действие IV части ГК и до сих пор не выявленных и не зарегистрированных. Государству необходимо определиться — в достаточно сжатые сроки, например, год — на какие РИД оно хочет оставить права за собой, еще год дать авторам изобретений, передав права в отношении всех остальных активов, которые будут найдены и оформлены, любым заинтересованным лицам. При этом, по ее словам, конечно же, целесообразно соблюсти баланс интересов и оставить за государством возможность использовать неисключительные права на РИД, созданные за бюджетный счет для своих целей. Но тогда необходимо четко регламентировать процедуры и основания использования со стороны государства неисключительных прав на РИД, чтобы не подрывать стимулов у бизнеса к использованию данных прав.

Министр выступила также с идеей оказать содействие организациям в части отнесения расходов на патентование к расходам на НИОКР для целей налогообложения и включения расходов на патентование, в перечень расходов по проектам в рамках Фонда содействия развитию малых предприятий и проектам в рамках федеральных целевых программ.

Говоря о регулировании государственных закупок, Набиуллина заявила, что "пока законодательство о госзакупках в большей степени ориентировано на минимизацию возможностей для коррупции и максимальное развитие конкуренции. Такая ориентация, в частности 94-ФЗ, создает очевидные сложности с использованием государственных закупок для стимулирования инноваций. Пока нормы закона таковы, что создают ценовые преимущества для неинновационной продукции, в то время как механизмы, позволяющие осуществлять закупки инновационной, как правило, более дорогой продукции, практически отсутствуют. Сейчас подготовлены поправки в 94-ФЗ, предусматривающие возможность на основании решений Правительства внедрять в закупки процедуры, способствующие приобретению именно инновационной продукции, в том числе, например, предквалификации поставщиков, требований к используемым ими технологиям, многоэтапность конкурса и т.д. Появится возможность заключения для крупных технологичных проектов контрактов жизненного цикла. Предполагается, что на основе анализа практики применения данных норм будут разработаны более гибкие общие закупочные процедуры, закрепленные законодательно".

Глава МЭР считает необходимым продолжить работу по совершенствованию 94-ФЗ, в частности через введение в закон возможности использования в качестве критерия при определении победителя не цены приобретения, а "стоимости владения" — то есть, формулы, учитывающей в дополнение к цене еще и расходы на содержание, расходные материалы, потребление энергии, стоимость утилизации и т.д.

В сфере налогового регулирования Набиулина выступила с инициативой проработать вопрос распространения налоговых льгот на прирост капитала по долям инновационных компаний. В настоящий момент налоговые льготы распространяются только на прирост стоимости неторгуемых акций, причем пока только для юридических лиц, что существенно сужает возможности использования данной льготы при посевном финансировании и фактически исключает из сферы действия льготы частных инвесторов, поддерживающих начинающие компании — так называемых "бизнес-ангелов". Как правило, малые инновационные компании создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью и льгота на них не распространяется. На наш взгляд, это серьезное препятствие для развития венчурного финансирования.

Также, по ее словам, важно освободить научные организации от налогообложения с остаточной стоимости имущества после окончания действия договора гранта. Это будет стимулировать процесс обновления исследовательских фондов, что в настоящий момент происходит крайне медленно, особенно в бюджетных учреждениях.

"Помимо совершенствования экспортного контроля в настоящее время требуется оптимизация системы валютного контроля. Предусмотрено, что Банком России будет существенно повышена сумма сделки, освобождаемой от оформления для учета валютных операций паспорта сделки, увеличены сроки предоставления справки о валютных операциях при списании денежных средств с транзитного валютного счета до 15 дней. Помимо этого, Минфином России совместно с другими ведомствами подготовлен пакет изменений в законодательство, предусматривающий сокращение информации в паспорте сделки, переход на электронный паспорт сделки, замену предоставления паспортов сделок в таможенные органы при декларировании товаров на указание номера паспорта сделки в таможенной декларации. Также вводятся ограничения на возможности требовать таможенными органами избыточных документов для целей валютного контроля. Предполагается ограничить их требования только теми, которые содержатся в рамках законодательства о таможенном деле. Эти изменения содержатся в подготовленном законопроекте о внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", - сообщила министр.

Она отметила, что развитие гражданского законодательства в части адаптации организационно правовых форм под потребности инновационного бизнеса напрямую затрагивает перспективы развития венчурного финансирования в российской юрисдикции, возможности создания инновационных проектных компаний. По этой теме МЭР проводил отдельно заседание Комиссии по модернизации и все необходимые поручения по разработке нормативно-правовой базы были даны. Сейчас ведется активная работа по их исполнению. Уже подготовлены проекты поправок в ГК об инвестиционном товариществе и о товариществах на вере решающих эти проблемы. Необходимо осуществить их доработку с учетом опубликованной Концепции развития гражданского законодательства.

В заключение Набиуллина остановилась на проблеме правоприменения, связанной с деятельностью созданных институтов развития. Она сказала, что "в последнее время с их стороны сформулирован запрос на разработку методических рекомендаций, направленных на разъяснение контролирующим органам, особенностей поддержки инновационных проектов, связанных с высокой рискованностью инвестирования. Традиционная оценка на основе норм возвратности средств от инвестирования в бизнес проекты здесь не применима, поскольку деятельность институтов развития направлена также на создание экосреды инноваций, создающих косвенные эффекты от вложенных в инновации средств. Методические рекомендации дадут проверяющим органам возможность определить более верные подходы к оценке эффективности деятельности институтов развития и контролировать действительно важные для государства вопросы, например целевое использование средств, степень достижения целей, поставленных перед институтом развития в целом при его создании, наличие в институте развития механизмов обратной связи, мониторинга проектов, позволяющих адекватно оценивать и учитывать риски конкретных проектов".