Свое видение взаимоотношений между автопроизводителями и дилерами изложил сегодня глава ФАС Игорь Артемьев на встрече с представителями Ассоциации Европейского бизнеса в свете планов антимонопольного ведомства возбудить дела в отношении ряда дистрибьютеров известных марок автомобилей.
Напомним, что в настоящее время ФАС России рассматривает вопрос о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении автодистрибьютеров и дилеров автомобилей марок Škoda, Hyundai, KIA, Jaguar, Land Rover, Ford, а также запасных частей к автомобилям марок Audi, Škoda, Volkswagen в связи с тем, что многие автодистрибьюторы обязывают своих партнеров совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания.
"Создавшаяся в настоящее время ситуация на рынках оптовой продажи новых автомобилей конкретных марок, услуг по техническому обслуживанию новых автомобилей, находящихся на гарантии и продажи запчастей позволяет автопроизводителям (автодистрибьюторам) оказывать решающее воздействие на условия обращения товара в рамках дилерской сети", — цитирует Артемьева пресс-служба ФАС. По словам главы антимонопольного ведомства, это создает условия для злоупотребления производителями своей "рыночной властью".
В итоге, отметил глава ФАС, нормальному развитию этих рынков препятствуют сложившиеся антиконкурентные практики организации продаж: навязывание дилерам обязанности совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания, создание дискриминационных условий доступа определенным дилерам внутри одной дилерской сети при поставке новых автомобилей и запчастей к ним, необоснованное ограничение авторизованных дилерских и сервисных центров в выборе поставщиков оборудования и материалов.
Артемьев подчеркнул, что в результате взаимодействия "автодистрибьютор – дилер" ущемляются интересы компаний, работающих на рынках продаж и сервисного обслуживания автомобилей. Кроме того, ограничивается конкуренция за счет создания высоких барьеров входа на рынок, завышается стоимость дилерского и сервисного обслуживания, а в ряде случаев снижается качество обслуживания.
По мнению главы ФАС, необходимо исключить обязательное совмещение продажи и сервисного обслуживания автомобилей дилерскими центрами. Кроме того, отметил Артемьев, необходимо формирование автодистрибьюторами "прозрачных и недискриминационных" правил отбора дилерских и сервисных центров и распределения автомобилей, а также запасных частей между авторизованными сервисными центрами.
Также, по его словам, необходимо обеспечить недискриминационный доступ к сервисной документации, запчастям, диагностическому оборудованию и программному обеспечению для авторизованных и независимых сервисных центров.
Артемьев также сообщил о создании и начале работы трех рабочих групп в рамках Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере реализации и сервисного обслуживания легковых автомобилей.