ПРАВО.ru
Новости
29 июня 2012, 21:12

Судья в роли свидетеля - хроника процесса по делу Александра Рябинина

Судья в роли свидетеля - хроника процесса по делу Александра Рябинина
Адвокат Рябинина Константин Фонарьков (справа) просил тайм-аут, но получил отказ Фото Право.Ru

В Пресненском райсуде Москвы сегодня были допрошены последние свидетели защиты по делу бывшего вице-мэра Москвы Александра Рябинина, который обвиняется в мошенничестве и злоупотреблении полномочиями.  Судья Татьяна Васюченко "подгоняет" процесс: лично приглашает потерпевшего в суд, задает вопросы свидетелям вместо представителей сторон и не дает никакх "тайм-аутов".

Вчера суд собрался прослушивать аудиозаписи переговоров с участием бывшего высокопоставленного московского чиновника, второго обвиняемого по делу Вадима Козлова и потерпевшего Сергея Гляделкина, который утверждает, что в 2009 году они заставили его бесплатно отдать дочери Рябинина офис площадью 202,5 кв. м по ул.Бахрушина. Однако почти сразу же помощник прокурора Юлия Шумовская попросила отложить заседание, чтобы вызвать в суд Гляделкина на случай, если понадобится его комментарии по поводу аудиозаписей (репортаж "Право.Ru" со вчерашнего заседания можно прочитать здесь).

Однако сегодня Гляделкин в зале суда не появился. "Он — за границей. Я с ним разговаривала, он будет в понедельник", — сказала судья Татьяна Васюченко, попутно сообщив о замене прокурора. В дело вместо Шумовской, которая вчера предупредила, что у нее сегодня "большой процесс", вступил помощник прокурора Алексей Мазо. После этого Васюченко пригласила давать показания свидетеля обвинения Анну Бондареву, которая с апреля 2005 года по весну 2008 года работала главным бухгалтером в гляделкинском ЗАО "Астра", владевшем недвижимостью в доме на ул.Бахрушина. У сторон не было к ней вопросов, поэтому их стала задавать судья.

Защита утверждает, что бывшая супруга Рябинина по договору соинвестирования приобрела там офис за $215000, оплатив сделку наличными. Васюченко спросила, было ли такое возможно. "Нет", — ответила Бондарева и пояснила, что в "Астре" не было кассового аппарата, а все средства поступали на расчетный счет безналичным способом. Затем судья поинтересовалась, как он выглядел офис "Астры". Свидетельница сказала, что она располагался на Звенигородском шоссе. Но Васюченко хотела конкретики.

— Вот я поднимаюсь на второй этаж и иду прямо, — с улыбкой показала она, в каком ключе нужно отвечать. — А зал у меня неотремонтированный.

Но Бондарева в таком ключе выступить не смогла, и Васюченко больше не стала ни о чем ее спрашивать. Зато нашлись вопросы у адвоката Рябинина Константина Фонарькова. Он хотел выяснить у Бондаревой насчет документов, связанных с приобретением офиса, но свидетельница не смогла их прокомментировать. Потом поднялся Рябинин и попросил огласить показания Бондаревой, данные в ходе предварительного расследования. Из того, что зачитала Васюченко, следовало, что с середины 2007 свидетельница работала не в "Астре", а в другом месте — в ООО "Линия". "Мы ушли на консалт", — сказала на это Бондарева, добавив, что изменилась ее должность, но не функция.

Вскоре суд отпустил ее, и в зал вошел Евгений Леонов, а позже, во время его допроса, появилась и Шумовская.

Леонов работал в Департаменте инвестиционных программ строительства Москвы (ДИПС) с 2000-го по 2006 год. Его рассказ свидетельствовал о том, что у Гляделкина были весомые связи в строительном комплексе Москвы. По словам Леонова, они познакомились с Гляделкиным в конце 2000 года, когда тот работал в ГУП "Москва-Центр", подведомственном ДИПСу, а в 2004-2006 годах он на общественных началах работал советником руководителя этого департамента, Леонида Краснянского (Краснянский ушел с этого поста летом 2004 года, а в 2011 году он стал советником мэра Москвы Сергея Собянина на общественных началах).

Стало известно, и то, как Гляделкину досталась недвижимость на Бахрушина. Леонов сказал, что по поручению Краснянского Гляделкин вместе с ним сами подготовили и провели в 2005 году конкурс на право соивестирования строительства расположенного здесь здания, который потом и выиграла "Астра". При этом Гляделкин, хотя не был акционером этой компании, по словам Леонова, "никогда не скрывал", что она фактически принадлежит ему (Гляделкин — председатель совета директоров ЗАО УК "Авеню менеджмент", которой подконтрольна "Астра").

Затем допрос коснулся строительства жилых домов в Левобережном районе Москвы — генподрядного проекта ЗАО "Трест МСМ-1", из-за проблем в котором, по словам Гляделкина, он был вынужден обращаться за содействием к Рябинину, а тот взамен потребовал офис для дочери (для возобновления оплаты по госконтракту на строительный генподряд якобы требовалось правительственное постановление по инвестконтракту, согласование которого "застряло" в Москонтроле у Рябинина). Леонов, по его словам, был членом конкурсной комиссии по подбору генподрядчиков для строительства в Левобережном и поэтому смог прокомментировать вопросы, связанные с ним.

- Изменение порядка инвестирования влияло на исполнение уже существующих госконтрактов? – спросила Шумовская.

- Порядок инвестирования не мог меняться. Других инвесторов, кроме ДИПСа и ООО "Проммедиа", не было, — ответил Леонов и добавил, что договор соинвестирования и госконтракт на его исполнение "по определению никак не могут быть связаны".

После этого Леонова отпустили, и Васюченко объявила перерыв в слушаниях до следующей недели, причем с понедельника заседания буду проходить каждый день. Рябинин спросил, нельзя ли дать для отдыха хотя бы вторник, но ему отказали. А когда Фонарьков осторожно заявил, что перед допросами обвиняемых ему не помешает "тайм-аут", Васюченко сказала, что для этого будет суббота и воскресенье, как и перед прениями сторон, на которые она планирует выйти 10 июля 2012 года.

- А потом я буду брать время, чтобы весь этот материал… Сами понимаете, — сказала Васюченко напоследок.