ПРАВО.ru
Новости
11 июля 2012, 23:55

Госдума приняла в первом чтении законопроект единороссов о парламентском контроле, отвергнув документ эсеров

Госдума приняла в первом чтении законопроект единороссов о парламентском контроле, отвергнув документ эсеров

Госдума приняла сегодня в первом чтении законопроект единороссов "О парламентском контроле в Российской Федерации". Раскритиковав в весьма эмоциональной форме аналогичный документ оппозиции и чуть ли не обвинив его авторов в лоббизме рейдеров, думское большинство отправило текст второго проекта закона в корзину.

Сразу два документа под одинаковыми названиями "О парламентском контроле в Российской Федерации" рассматривали сегодня парламентарии на пленарном заседании. Один, № 315329-5, вышел из-под пера эсеров и коммунистов (Геннадий Гудков, Николай Левичев, Александр Куликов и др.) еще в январе 2010 года, но до сих пор пролежал без движения. Второй, № 61834-6, —  разработан группой единороссов во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой в апреле текущего года.

Стоит отметить, что сейчас уже предусмотрены в законодательстве различные формы такого контроля, но нет единого базового закона, оба законопроекта изначально направлены на восполнение этого правового пробела, однако имеют и отличия. Так, документ единороссов устанавливает закрытый перечень из 20 форм парламентского контроля. В частности, к ним относятся: направление депутатских запросов, проведение правительственных часов, парламентских слушаний и расследований. В свою очередь хотя альтернативный документ тоже предусматривает систематизацию норм действующего законодательства, касающегося парламентского контроля, но закрытого перечня допустимых форм контроля не содержит и изобилует множеством отсылочных норм.

Вторая новелла единороссов — закрепление в законодательстве запрета на вмешательство депутатов и сенаторов "в осуществление правосудия, расследование уголовных дел, оперативно-розыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции". Аналогичная норма содержится и в документе оппозиции, но ко всему прочему добавляется, что "деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов предварительного расследования и судов может быть объектом парламентского контроля в случаях и пределах, определенных в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами с соблюдением принципа невмешательства в их оперативно-розыскную и процессуальную деятельность". В нем также прописывается право парламентариев "знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел и (или) производство по которым прекращено". ("Право.Ru" подробнее писало о сути законопроектов здесь).

Именно последние нормы вызвали самую жесткую критику в профильном думском комитете, не преминули единороссы поупражняться в красноречии и сегодня. Пересказав за 7 минут суть своего законопроекта Ирина Яровая "перешла в наступление" на авторов альтернативного документа. "Конечно, когда мы говорим о парламентском контроле, очень странно выглядит ситуация, когда кто-то пытается подменить парламентский контроль следственно-оперативными мероприятиями. Возникает вопрос — зачем?" — начала с интриги она. Далее последовал рассказ о том, что в законопроекте оппозиции парламент наделяется полномочиями "беспрепятственно проходить на территорию любого хозсубъекта, знакомиться с оригиналами документов, делать их копии и требовать объяснения от работников и руководителей хозсубъекта".

- Чем это отличается от рейдерства, беспредела? Это что новый формат бизнес-конкуренции через парламент? Это вообще вопиюще недопустимая вещь.

Продолжив, уже обращаясь к авторам альтернативного проекта закона, она заметила, что "нет смыла говорить о том, что вы нарушаете Конституцию РФ и пытаетесь взять на себя функции следственных органов". "Вы фактические пытаетесь вторгаться в коммерческеую деятельность независимых субъектов. Для каких целей?" — вновь задала вопрос она.

Выступавший следующим глава думского комитета по госстроительству Владимир Плигин практически озвучил заключение своего комитета на законопроект думской оппозиции.  По его словам, этот документ предусматривает, что объектом парламентского контроля  могут быть "деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов предварительного расследования и судов". При этом поводы и условия осуществления такого контроля непосредственно законопроектом не определены, говорил он, а норма, устанавливающая случаи и пределы осуществления такого контроля, сформулирована неконкретно. "В связи с чем, несмотря на провозглашение принципа невмешательства в оперативно-розыскную и процессуальную деятельность, законопроект не содержит реальных гарантий невмешательства", — заключил он.

Внес свою лепту в критику законопроекта и единоросс Дмитрий Вяткин, который остановился на предложении думской оппозиции прописать в законодательстве право депутатов "знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу".

"Все решения судов публикуются в интернете. Пожалуйста, вы можете найти и смотреть, проверять, контролировать", — говорил Вяткин, который является сыном председателя Челябинского областного суда Федора Вяткина.

Затем он воспользовался приемом Ирины Яровой и буквально засыпал парламентариев риторическими вопросами.

- Мы хотим влиять на эти решения, которые вступили в законную силу? Тогда зачем нам суд, зачем процессуальное законодательство? У нас даже Европейский суд по правам человека не имеет права отменять решения национальных судов. Для этого и существует разделение властей.

В результате голосования думское большинство 240 голосами приняло документ Ирины Яровой в первом чтении, а законопроект думской оппозиции с 205 голосами поддержки отправился в корзину нижней палаты парламента.

С текстом законопроекта Геннадия Гудкова № 315329-5 "О парламентском контроле в Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта Ирины Яровой № 61834-6 "О парламентском контроле в Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.