ПРАВО.ru
Новости
3 августа 2012, 19:35

Президиум Мосгорсуда вернул в кассацию дело о хищении $40 млн из ЦБ Туркменистана

Президиум Мосгорсуда вернул в кассацию дело о хищении $40 млн из ЦБ Туркменистана
Фото с сайта www.mos-gorsud.ru

Президиум Мосгорсуда пересмотрел дело предпринимателя Савелия Бурштейна, который был признан виновным в том, что в 2002 году участвовал в похищении и легализации $20 млн, принадлежавших Центробанку Туркменистана. Свою роль сыграло то, что суды первой и кассационной инстанции применили разные редакции УК, а в кассационном определении пересказ доминировал над выводами.

Савелий Бурштейн был признан виновным в соучастии в хищении $40 млн из ЦБ Туркменистана (перевод осуществлял Арслан Какаев, убитый в 2003 году). Половина денег попала в Россию, оказалась на счете в "Русском депозитном банке", который был открыт на гражданина с поддельным вьетнамским паспортом, затем обналичены (председатель правления банка Дмитрий Леус взял себе $700000 в качестве комиссионных) и на инкассаторских машинах перевезены в "Индекс-банк". Отсюда, по версии следствия, $19,3 млн вывез Бурштейн на своей BMW X5 и передал другим соучастникам преступления. Дело бывшего председателя Совета директоров "Индэкс-банка" Айсолтан Ниязовой, которую следствие считает организатором преступления, недавно было направлено в Замоскворецкий суд, писал "Коммерсант".

Замосковорецкий райсуд Москвы 31 мая 2010 года приговорил Бурштейна к 6 годам лишения свободы по ч.3 ст.159 УК РФ (мошенничество) и по ч.3 ст.174.1 УК РФ (легализация). 22 сентября того же года это решение оставила в силе Мосгорсуд, а сегодня надзорную жалобу адвоката Бурштейна Анны Ставицкой рассматривал его президиум. Ставицкая просила об отмене приговора и кассационного определения и прекращении дела в связи с отсутствием в деяниях Бурштейна состава преступления. "Вывод суда о том, что ущерб был причинен Центральному банку Туркменистана, не подтвержден исследованными доказательствами", — излагала доводы жалобы судья-докладчик Президиума Мосгорсуда Ольга Свиренко. Кроме того, в жалобе адвокат обратила внимание на то, что 17 февраля 2003 года приговором Верховного Суда Туркменистана было установлено, что хищение было совершено руководителями ЦБ Туркменистана. Также Ставицкая указала, что из текста приговора неясно, в редакции какого закона Бурштейн осужден за легализацию денежных средств.

Именно этот довод и послужил причиной возбуждения надзорного производства. По словам судьи-докладчика, в вводной части приговора написано, что за легализацию украденного Бурштейн осужден в редакции УК РФ от 7 августа 2001 года, однако в резолютивной части приговора ссылка на редакцию закона отсутствует. "[Между тем] кассационная инстанция пришла к противоположному выводу [в вопросе], какая же редакция применена", — сказала судья. Заслуживающими внимания она назвала и довод жалобы о несоответствии кассационного определения ст.388 УПК, так выводы суда заняли в нем всего полстраницы, тогда как остальные пять содержали изложение доводов кассационной жалобы.

После доклада судьи слово взяла адвокат Бурштейна Елена Моисеева. Она заявила, что суд нарушил его право защиту, потому что так и не определил потерпевших лиц и то, каким способом у них было совершено хищение $20 млн: с применение паролей или с помощью обмана руководителей туркменского Центробанка. И, несмотря на то, что надзорная инстанция рассматривает лишь процессуальные моменты, Моисеева позволила высказать мысль о невиновности своего подзащитного. "По сути Бурштейн действовал открыто, — сказала адвокат. — Денежные средства им вывозились по указаниям руководителей банка, он не подозревал, что совершается преступление".

- Вы просите отменить приговор и направить на новое судебное? — прервала Моисееву председатель Мосгорсуда Ольга Егорова.

- Безусловно, — ответила защитник Бурштейна и добавила, в связи в изменениями в УК РФ имеются основания как минимум для смягчения приговора.

Она также рассказала о том, что прошлой осенью Бурштейн, срок лишения свободы которого тек с 2008 года, был условно-досрочно освобожден и в течение девяти месяцев находился на свободе. Однако затем Тамбовский облсуд отменил решение об УДО, и в конце мая его снова задержали. Сейчас решение о его аресте обжалуется в кассационной инстанции, а сам он находится в колонии общего режима в Тамбовской области.

После выступления адвоката кратко высказался представитель Центробанка Туркменистана Павел Фабрицын. Он сказал, что приговоры в отношении других лиц по делу о хищении денежных средств банка "не имеют процессуального значения для нашего дела". А противоречия, на основании которых было возбуждено надзорное производство, он объяснил "опечатками", которые можно исправить только в ходе нового рассмотрения дела.

Участвоваший в деле прокурор просил отменить кассационное определение и направить дело на новое рассмотрение. Именно такое решение и принял Президиум Мосгорсуда.