ПРАВО.ru
Новости
15 ноября 2012, 19:35

Регионы получили возможность самостоятельно устанавливать реестр должностей своих чиновников

Регионы получили возможность самостоятельно устанавливать реестр должностей своих чиновников

Сегодня Конституционный суд провозгласил решение, в результате которого регионы получили право самостоятельно устанавливать реестр должностей региональных чиновников. Дело было рассмотрено КС полтора месяца назад, когда разбирался запрос законодательного собрания Камчатского края шла о проверке конституционности положений федерального закона "О государственной гражданской службе РФ".

Поводом для рассмотрения дела стал закон Камчатского края "О государственной гражданской службе", который учреждал реестр должностей региональных чиновников. Нормативный акт был оспорен прокуратурой, посчитавшей документ противоречащим федеральному законодательству, поскольку норма закона устанавливает, что при составлении реестра должностей региональной государственной службы власти субъекта РФ должны учитывать структуру реестра должностей федеральной службы. Позицию надзорного ведомства поддержали Камчатский краевой суд и Верховный Суд РФ.

По мнению же заявителя, организация региональной госслужбы находится в исключительном ведении властей субъекта РФ, так как только таким образом может быть учтена региональная специфика. Камчатские парламентарии высказывали в своем запросе в КС недовольство сложившейся правоприменительной практикой, требующей тождественности регионального и федерального реестра должностей госслужбы. Они были уверены, что полномочия двух уровней власти заметно отличаются, что не позволяет проводить аналогию между обязанностями и уровнем квалификации федеральных и региональных чиновников.

Во время заседания в Конституционном суде (подробнее о нем можно прочитать тут) с позицией заявителя неожиданно согласился представитель Президента в КС Михаил Кротов. Он объяснил невозможность корректного приравнивания должностей в аппаратах двухпалатного Федерального собрания РФ с однопалатными региональными парламентами. Кротов был полностью уверен в конституционности оспариваемой нормы, однако считал, что "имеются основания для проверки конституционного смысла, придаваемого этой норме сложившейся на основе судебных решений правоприменительной практикой".

Впрочем, в своем решении КС  пошел еще дальше: признав оспариваемые нормы лишь частично не противоречащими Конституции, он постановил, что федеральная и региональная системы государственной службы не могут быть полностью унифицированы. В своем постановлении суд указал, что если Конституция относит тот или иной вопрос к предметам совместного ведения, федеральный законодатель должен оставлять субъектам федерации пространство для собственного правового регулирования. Применительно к вопросу государственной службы, это означает, что необходимо исходить из конституционного принципа соразмерности (пропорциональности). Законодатель должен обеспечивать баланс законных интересов федерации и ее субъектов, а также органов государственной власти и государственных служащих.

КС признал, что существует объективная необходимость установления соответствия между должностями гражданской службы субъекта РФ и федеральной госслужбы. Такая организация позволяет гражданам лучше ориентироваться в системе и структуре органов власти, гарантирует в целом одинаковый статус и условия службы при выполнении аналогичных функций, упрощает межведомственное взаимодействие. В то же время, неконституционной является полная унификация систем госслужбы, когда субъекты федерации руководствовались бы только Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы. Подобное положение не позволяет региональным властям учреждать должности, не имеющие федеральных аналогов. Кроме того, оно обязывает их буквально воспроизводить положения Реестра в отношении структур, не входящих в единую систему исполнительной власти. Таким образом, решил КС, придание федеральному Реестру обязательного характера для региональных властей без конкретизации порядка его использования не соответствует Конституции. Теперь субъекты федерации вправе учреждать должности, не имеющие федеральных аналогов.