ПРАВО.ru
Мнения
Марат Шакен, обозреватель и эксперт в сфере IT, консультант по PR
5 декабря 2023, 15:13

Рынок LegalTech в Казахстане на 2023 год

Рынок LegalTech в Казахстане на 2023 год
Сфера LegalTech тесно связана с GovTech, то есть технологической модернизацией госсектора. Без развития последнего технологическим решениям для юристов будет сложнее пробивать определенные барьеры. В настоящее время рынок Казахстана готов к появлению новых игроков LegalTech как со стороны государства, так и стороны пользователей, уверен Марат Шакен, обозреватель и эксперт в сфере IT, консультант по PR. Эксперт подробнее рассказал о цифровых сервисах и платформах, которые сейчас реализовывают в стране.

Казахстан занимает 28-е место в глобальном индексе ООН по развитию электронных правительств. Для примера Россия оказалась на 42-м месте, Белоруссия — на 46-м, Украина — на 58-м, Узбекистан — на 69-м местах. Это говорит о том, что Казахстан на голову выше ближайших соседей. 

Портал электронного правительства и цифровые документы

Знакомство с экосистемой начнем с портала электронного правительства и его мобильного приложения. Сейчас абсолютное большинство документов и справок можно получить на портале электронного правительства. Если быть точными, то за первый квартал 2023 года в электронном правительстве доступно 627 видов услуг и сервисов, 92% из них автоматизированы. На портале есть функция «Досье», в котором можно увидеть все свои документы, перечень движимого и недвижимого имущества в собственности, сведения о браке, детях, социальном статусе и другое. Авторизация на портале и подписание документов осуществляется через электронно-цифровую подпись либо через одноразовый СМС-пароль. Во время пандемии в Казахстане упростили получение электронно-цифровой подписи посредством видеоидентификации. Это было сделано благодаря интеграции государственных систем и биометрической видеоидентификации посредством сервиса Digital ID. 

Сервисы и услуги доступные в десктопной и мобильной версиях отличаются по функциям. К примеру, сервис «Цифровые документы» доступен только в программе для смартфона. Всего мобильным приложением пользуются больше 14,8 млн казахстанцев и получают необходимые данные по 423 услугам и сервисам. Если углубляться в цифры: в 2022 году с помощью приложения ежемесячно оказывали порядка 1,2 млн государственных услуг, а за 2022 год посредством мобильного приложения электронного правительства eGov Mobile оказано более 11 млн услуг. 

В Казахстане легитимизированы цифровые документы в смартфоне. Необязательно носить с собой бумажную копию документа. Это касается удостоверения личности, паспорта, свидетельства о браке, свидетельства о рождении детей, водительских прав, техпаспорта и других бумаг. Во всех аэропортах и банках принимают цифровые документы наравне с бумажными носителями. Когда едешь за рулем, не нужно ничего возить с собой: ни водительские права, ни техпаспорт, ни страховку, ни техосмотр. Все эти данные уже есть в единой базе, и при остановке представители дорожной полиции сверяют информацию в базе данных через свои планшеты. Все протоколы о наложении штрафов также выписывают в электронном формате. В них водители расписываются на экране планшета и через несколько часов могут оплатить онлайн. Примечательно, что один из казахстанских банков Freedom bank реализовал функцию выгрузки удостоверений личности и водительских прав в Apple Wallet. И они тоже могут предъявляться на легитимной основе. Казахстан стал первой страной в мире, где были легитимизированы документы из Apple Wallet. 

Банки второго уровня как окно для получения госуслуг

С банками второго уровня сработал принцип «Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе». Государство решило не усложнять жизнь гражданам, насильно загоняя их в одно приложение, а предоставило услуги по принципу многооконности, где есть один бэк, но много разных фронтов. А какие мобильные приложения самые скачиваемые и популярные в Казахстане? Это, конечно же, банковские приложения, в которые и пошло государство со своими сервисами. Благодаря этой интеграции в мобильных приложениях банков второго уровня появились такие государственные услуги, как переоформление автомобиля, сервис замены водительских удостоверений, получение справок из психо- и наркодиспансера, прописка и снятие с регистрации, оформление свидетельства о рождении ребенка, получение пособий на специальный счет, регистрация ИП, изменение реквизитов ИП, сдача налоговой отчетности, регистрация брака и многие другие. 

Казахстан — единственная страна в мире, где можно переоформить автомобиль онлайн за 15 минут в банковских приложениях Kaspi.kz и Homebank.kz. Эта услуга доступна в стране с 2021 года. Статистика 2022 года говорит, что каждый третий автомобиль в Казахстане регистрируется через Kaspi.kz. Также для пользователей этих банковских приложений доступна функция проверки истории автомобиля по VIN-коду: количество предыдущих владельцев, год ввоза в страну и другие данные.

В Казахстане реализована услуга онлайн-оформления страхового полиса гражданско-правовой ответственности для автовладельцев. Эти документы также хранятся в единой базе, и нет необходимости возить с собой бумажную копию. 

Цифровая ипотека

Несколько банков в Казахстане предоставляют услугу цифровой ипотеки, где она оцифрована почти на 90%: залог регистрируется онлайн с применением технологии блокчейн, решение о выдаче займа принимает автоматическая система, анализирующая сотни параметров клиента. Сам же заемщик не собирает документы. За него сбором информации из государственных баз занимается банк, предварительно получив его согласие и подтверждение биометрической идентификации. Единственный этап, где необходимо личное присутствие, — подписание договора купли-продажи у нотариуса.

Недавно в дополнение к этому запустился сервис по автоматической замене информации о получателе квитанций для оплаты коммунальных услуг при смене собственника жилья. Радует, что также, используя открытый API (англ. Application Programming Interface — «программный интерфейс приложения»), в Казахстане развивают сервисы для управления домом для коллектива собственников квартир или объединений собственников имущества. Один из таких стартапов — «‎УправДом». Он предоставляет удобный и эффективный инструмент для управления и решения всех задач КСК и ОСИ и их жителей, таких как сбор подписей при голосовании за определенное решение в управлении домом, отправка заявок и вызов специалистов для срочного ремонта и многое другое.

Электронный нотариус

В Казахстане также работает услуга «Цифровой нотариат», которая позволила перевести в онлайн-формат процедуры оформления всех видов нотариально заверенных доверенностей. Для оформления доверенности необходимо заполнить данные, подписать услугу с помощью короткого кода или по биометрии и выйти на видеозвонок с нотариусом. По завершении видеозвонка пользователь может скачать доверенность на телефон. Стоит отметить, что в таком формате выписываются не все типы доверенностей: для исключения мошеннических действий на распоряжение движимым или недвижимым имуществом оформить такие доверенности нельзя.

С 2021 года в Казахстане приняты нормы, в соответствии с которыми нотариус может совершить нотариальное действие в электронной форме, а также удостоверить равнозначность электронного документа, изготовленного нотариусом, документу на бумажном носителе и обратно. Если говорить простым языком, теперь не нужно физически передавать документы, заверенные нотариусом, через почту, достаточно распечатать ее у любого другого нотариуса в городе. 

Институт частных судебных исполнителей

Сейчас он автоматизирован так, что все обременения снимаются автоматически при полном погашении в течение трех часов. А раньше нужно было ждать днями и неделями.

В Казахстане по состоянию на конец 2022 года в работе у частных судебных исполнителей (ЧСИ), которые занимаются взысканием долгов по решению суда, находилось 7 790 423 исполнительных производства на общую сумму более 5,3 трлн тенге. 49% из них были исполнены в тот же период. Между тем согласно итоговому докладу о результатах деятельности ФССП России в 2022 году общий показатель исполняемости по исполпроизводствам, возбужденным на основании судебных актов, составил 46%. При этом мы не говорим об исполнении в тот же отчетный период.

Тем самым цифровизация деятельности института ЧСИ в Казахстане позволила увеличить количество своевременных исполнений судебных решений и существенно снизить загруженность самих ЧСИ, а также снизить расходы на производство. 

Ответственный за цифровизацию вице-министр юстиции Республики Казахстан Бекболат Молдабеков в интервью рассказал о нововведениях в области работы ЧСИ в Казахстане. Планируется создание робота в институте частных судебных исполнителей, который будет обрабатывать небольшие задачи, раньше отведенные людям. Здесь решается проблема, когда граждане не могут найти и дозвониться до ЧСИ. Вторая проблема — это соотношение штрафов и оплаты услуг ЧСИ. Примерно 8 млрд тенге уходит на штрафы, из них 2 млрд тенге платят ЧСИ, что составляет до 25%, и для граждан это большая нагрузка. 

Экстерриториальность Верховного суда Казахстана

Судебная сфера во всем мире обычно представляет собой консервативную отрасль, но в Казахстане широко развиты цифровые инструменты в этой сфере.

Большой вклад в развитие судебной системы Казахстана внесло изменение системы администрирования судов. Так, в соответствии с указом президента в сентябре 2022 года местная судебная администрация преобразована из Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде РК в отдельный государственный орган. Судебная администрация Республики Казахстан сейчас представляет собой уполномоченный государственный орган в сфере судебного администрирования, осуществляющий организационно-правовое, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение деятельности Верховного суда РК, местных и других судов.

Важным нововведением последнего года стала экстерриториальность, когда независимо от того, в каком регионе Казахстана был подан иск, он автоматически распределяется по разным судам, в том числе региональным. Тем самым решаются две проблемы: загруженность судов в больших городах и возможность повлиять на судью, так как нет никакого прямого контакта с ним.

Также отличительно чертой казахстанского судопроизводства считается медиация во время заседаний. К примеру, если в России медиаторы работают на досудебных делах, то в Казахстане судья может выносить определение на основе медиации прямо во время суда. Согласно статистике, за девять месяцев 2023 года 51 905 гражданских дел и 2819 административных рассмотрены с прекращением производства по делу в связи с заключением мирового, медиативного соглашения и соглашения в порядке партисипативной процедуры (переговорный процесс урегулирования спора без участия судьи).

Не менее важна и открытость судов к обратной связи. Например, в Facebook* есть официальная открытая группа «Smart-сот-IT правосудие KZ», где каждый желающий может оставить обращение о работе судов. Его обязательно рассмотрят и ответят, связавшись по почте или номеру телефона. 

Сервис подачи жалоб eOtinish

В Казахстане также легитимизировано и упрощено общение населения с государством. При помощи сервиса eOtinish можно написать обращение или жалобу в любой государственный или местный исполнительный орган. Самое важное тут, что все эти обращения имеют законную силу и есть критерии и требования для госорганов по ответу на эти обращения. За несвоевременное предоставление ответа либо за его отсутствие действуют административные штрафы на первого руководителя, что положительно влияет на силу таких обращений.

Эпилог

Хотелось бы отметить, что рынок полностью готов к появлению новых игроков LegalTech не только со стороны государства, но и со стороны пользователей. Уровень цифровой грамотности в Казахстане равен 85,3% от общей численности населения. А также каждый житель страны знает, каково это — быстро получать справки и документы онлайн, нежели стоять в длинных очередях в Центрах обслуживания населения.

«Благодаря быстрому росту и инновационным подходам казахстанские LegalTech-стартапы имеют потенциал стать ключевыми игроками не только на местном, но и на международном уровнях. Особое внимание заслуживает внедрение машинного обучения и анализа больших данных, что позволяет юридическим системам более четко и эффективно обрабатывать запросы клиентов, предоставляя точные и оперативные рекомендации. Это, в свою очередь, способствует укреплению доверия и удовлетворенности клиентов, что считается ключевым фактором успеха в любой индустрии. Таким образом, инвестиции в развитие AI и машинного обучения в сфере LegalTech не только улучшают качество юридических услуг, но и способствуют росту всей отрасли», — прокомментировал текущее состояние казахстанской экосистемы LegalTech-стартапов Кирилл Фадеев, коммерческий директор Pravo.tech. Это крупнейший разработчик IT-решений, которые используют девять из десяти юристов в России, топ-50 банков и большая тройка мобильных операторов в России.

* Принадлежит компании Meta Platforms Inc., которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.