ПРАВО.ru
Спецвыпуск: Юррынок ОАЭ
Сергей Медведев, партнер юрфирмы «Городисский и партнеры»
7 марта 2024, 8:52

Особенности франчайзинга в ОАЭ

Особенности франчайзинга в ОАЭ
В последние годы франчайзинг стремительно развивается не только в России, но и в странах СНГ и на Ближнем Востоке, включая ОАЭ. Как и в других коммерческих сделках, стороне, запускающей франшизу, обычно трудно найти добросовестного квалифицированного и ответственного бизнес-партнера, который быстро и качественно откроет предприятие или торговую точку в Эмиратах. Еще сложнее обеим сторонам приходится при заключении договора франчайзинга. Нужно учитывать и другие особенности, связанные с регистрацией подобных сделок в местном Министерстве экономики. Эти и другие темы мы обсудили с Сергеем Медведевым, партнером юрфирмы «Городисский и Партнеры» и главой офиса фирмы в Дубае.

По оценкам отраслевого издания Franshiza.ru, общее число действующих в РФ франшиз выросло за прошедшие два года на 16% и уже превысило 3000. С чем вы связываете подобный рост? Действительно ли этот бизнес-инструмент становится популярнее?

Да, этот инструмент становится все более и более популярным в России. Многие российские предприниматели и компании сейчас предпочитают развиваться по модели франчайзинга, а не открывать собственные торговые точки или сервисы, особенно в странах или регионах, которые они не знают. Хочу отметить, что рост количества сделок по франчайзингу происходит сейчас абсолютно во всех сферах, включая рестораны и кафе, отельную индустрию, IT, медицину, сферу недвижимости, детские и спортивные центры.

В период пандемии, как вы помните, было некое «предпринимательское затишье», а потом все компании набрались «сил и здоровья» в плане бизнеса и начали активно продавать и покупать франшизы. Если было что продавать и покупать, имею в виду.

Я уверен, что франчайзинг продолжит развиваться и дальше. Это очень интересный коммерческий продукт.

Насколько выросло число обращений к вам от франчайзеров-правообладателей, которые хотят продать какую-нибудь франшизу, или, наоборот, от инвесторов-франчайзи с желанием выгодно вложиться в ту или иную франшизу и найти качественное правовое сопровождение подобной сделки?

Если честно, раньше у нас было много обращений от иностранных клиентов и, прежде всего, из США и Европы. Но в связи с текущей геополитической ситуацией, в том числе из-за санкций со стороны западных стран, одни американские и европейские компании в прошедшие два года покинули российский рынок, а другие приостановили деятельность на неопределенный срок. Но на их место пришли и приходят российские игроки либо организации из так называемых дружественных государств, включая страны Ближнего Востока и Азии. В частности, у нас появились новые клиенты из Турции, ОАЭ и Китая, которых мы сейчас обслуживаем по разным вопросам, включая IP и франчайзинг. У нас увеличилось и количество обращений от российских компаний в этом направлении. В основном к нам идут правообладатели (франчайзеры), которым нужно структурировать и сопроводить франчайзинговую сделку или зарегистрировать франшизу в России либо за рубежом. Кстати, в последнее время появились и запросы со стороны франчайзи, но их гораздо меньше.

Год назад, рассказывая об открытии офиса в Дубае, вы говорили, что будете предлагать клиентам услуги по франчайзингу там. Насколько популярна оказалась услуга? Что конкретно предлагаете клиентам в этой области? Какому праву эти сделки подчиняются чаще всего на практике?

Да, было дело. Сразу, как открылись в прошлом году, мы начали предлагать эту юридическую услугу всем клиентам. Она оказалась одной из самых востребованных. Прежде всего, услугу покупают российские клиенты, так как многие компании из РФ (франчайзеры) стали релоцироваться. И не только в страны СНГ, но и на Ближний Восток.

Мы предлагаем нашим клиентам сразу весь пакет юридических услуг на всех этапах сделки, а именно: защиту IP, проверку контрагента (due diligence), разработку и проверку договоров по сделке (включая договор франчайзинга), организацию подписания документов и закрытие сделки. И все другие услуги, включая разрешение споров. Примечательно, что у нас сейчас в работе есть один конфликт между российским франчайзером и локальным франчайзи из-за нарушения условий заключенного договора. Пробуем разрешить его в досудебном порядке.

Сергей Медведев

Что касается применимого права, то пока на практике большинство договоров франчайзинга (с ОАЭ элементом) регулируются в соответствии с правом Англии и Уэльса. 

Российские франшизы из каких отраслей пользуются популярностью на местном рынке?

В основном это услуги ресторанов, баров и кафе, так как в ОАЭ, как и в других странах, люди любят поесть и попить. Кроме того, это продукты питания и товары народного потребления, включая одежду и обувь. Кстати, на автомобильном рынке (автосалоны, прокатные компании и подобное) тоже используются франшизы. Наконец, многие IT-сервисы и медицинские центры работают по франшизе в ОАЭ.

Отрадно, что у нас сейчас есть запрос от клиента в сфере недвижимости и брокерских (риелторских) услуг, который планирует развивать бизнес в Эмиратах по модели франчайзинга. Консультируем его по первичным корпоративным вопросам.

А какие основные трудности или тонкости возникают при юридическом сопровождении подобных сделок в Эмиратах?

Прежде всего, я бы сказал, что потенциальному франчайзеру сложно найти добросовестного квалифицированного и ответственного партнера (франчайзи), который сможет быстро и качественно запустить бизнес по франшизе в Эмиратах. Как говорится, Восток — дело тонкое.

Вторая трудность — найти подходящую корпоративную лицензию для компаний франчайзера и франчайзи, которые будут выступать сторонами по договору. Торговых и профессиональных лицензий в разных отраслях по местному законодательству очень много, и многие из них не пересекаются (связываются) между собой. А потому при первом прочтении их значения кажется, что мало что подходит под сделку в итоге. Приходится консультироваться с локальными госорганами по этим вопросам. Без правильно полученной лицензии работать в ОАЭ просто не дадут.

Еще сложно «склеить» подобную сделку, так как у каждой стороны договора всегда есть свои пожелания, ожидания и условия. Зачастую договориться обо всех условиях в рамках договора франчайзинга очень непросто. Ведь они должны удовлетворять обе стороны. Договор франчайзинга — это объемный документ со всеми бизнес-процессами в совокупности, начиная с предоставления комплекса прав и заканчивая операционной деятельностью того или иного предприятия, работающего по франшизе. Это я к тому, что переговорная стадия — очень важный этап во время согласования договора франчайзинга и иных сопутствующих документов.

Другой важный момент. Если мы представляем франчайзера в сделке, убедить франчайзи не устанавливать агентские отношения в рамках договора, направленного на территорию ОАЭ. Подобные агентские отношения (договоры) подлежат регистрации в местном Министерстве экономики и наделяют зарегистрированных агентов-франчайзи определенными преимуществами перед франчайзерами и третьими лицами. Для франчайзера регистрация франчайзи в качестве агента не нужна и невыгодна, как правило.

Насколько мы знаем, предоставление права использования объектов интеллектуальной собственности в рамках комплекса исключительных прав, переданного по договору коммерческой концессии, подлежит обязательной госрегистрации в Роспатенте. А в ОАЭ аналогично? Нужно ли регистрировать договоры франчайзинга в местном патентном ведомстве?

Нет, не нужно. Законодательство ОАЭ не предусматривает регистрацию договоров франчайзинга в местном патентном ведомстве. Правовое регулирование по этому вопросу в ОАЭ отличается от российского.

Что еще посоветуете потенциальным клиентам?

Обращайтесь к нам — все расскажем и покажем в деталях и по делу.


Краткая биография Сергея Медведева

Партнер международной юридической фирмы Городисский и Партнеры Городисский и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) , глава офиса фирмы в Дубае, патентный поверенный РФ. Он практикует в сфере IP, TMT, лицензирования и франчайзинга. 

Более 15 лет консультирует российских и международных клиентов в сфере производства и промышленности, ретейла и FMCG, IT и медиа, гостиничных и ресторанных услуг. 

Рекомендован как специалист в сфере IP, TMT и франчайзинга в международных и национальных юридических рейтингах, включая Legal500, Chambers, Best Lawyers, Who’s Who Legal, «Право-300», «Коммерсантъ», «Российская газета».