Росимущество затягивало с рассмотрением заявки компании о приватизации земли в Московской области, а когда суд принудил ведомство это сделать, перестал действовать закон, позволяющий выкупить участок по льготной цене. В итоге вопросом занялась экономколлегия ВС.
В мае 2012 года ООО "Юлта", будучи собственником недвижимости на находящемся в федеральной собственности земельном участке в Московской области, обратилось в Управление Росимущества с просьбой о его приватизации (в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ), приложив к заявке и весь необходимый пакет документов. Ответило Управление спустя три месяца, потребовав предоставить дополнительные сведения о земле.
В октябре 2012 года "Юлта" повторно направила запрос в Росимущество, однако Управление в январе 2013 года вновь уведомило о необходимости предоставить дополнительные сведения. Тогда "Юлта" обратилась в суд с требованием признать незаконным уклонение Росимущества от заключения договора купли-продажи, и в итоге суд обязал последнее продать обществу землю (№ А41-28880/2013).
Споры о цене
Направило "Юлте" Росимущество договор купли-продажи в мае 2014 года, определив выкупную цену участка в размере 29,124 млн руб. (равна его кадастровой стоимости, которая была установлена в 2014 году и действовала на момент подготовки договора).
Но "Юлта" с такой ценой не согласилось, потребовав установить ее в размере 2,5% кадастровой стоимости. Мотивировала это компания ссылкой на п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137 "О введении в действие ЗК РФ", согласно которому до 1 июля 2012 года цена продажи находящихся в государственной собственности земельных участков должна устанавливаться в пределах 2,5% кадастровой стоимости.
До этой даты "Юлта" уже обращалась в Росимущество с заявлением о выкупе, приложив к нему все необходимые документы, а значит, по мнению компании, она вправе купить земельный участок по льготной цене в соответствии с законом № 137.
Оспорили не то бездействие
Росимущество внести изменения в договор отказалось, и "Юлта" пошла добиваться своего в суд (№ А41-44783/2014). Первая инстанция ее требования удовлетворила, обязав Управление продать участок со скидкой.
Однако апелляция и кассация округа это решение кардинально поправили. По их мнению, "Юлта" не вправе выкупить земельный участок по льготной цене, поскольку она не оспорила бездействие Управления по "нерассмотрению" заявки, поданной до 1 июля 2012 года.
Рассчитывать же выкупную стоимость, по мнению судов, надо не исходя из кадастровой стоимости земли от 2014 года, как это сделало Управление, а исходя из кадастровой стоимости на дату подачи заявления компании о приватизации от октября 2012 года (поскольку "Юлта" оспаривала в суде бездействие Росимущества, выразившееся в "нерассмотрении" именно этой заявки). В итоге они обязали Росимущество предоставить обществу в собственность спорный участок по цене исходя из его кадастровой стоимости по состоянию на 2012 год – в размере 20,420 млн руб.
Все документы были
"Юлта" обратилась с жалобой в Верховный суд РФ и там вновь смогла добиться своего. Экономическая коллегия ВС (Ирина Грачева, Ольга Киселева, Галина Попова) оставила в силе решение суда первой инстанции, который признал возможность выкупа спорного участка по льготной цене.
Как обращается внимание в определении тройки ВС, в мае 2012 года общество обратилось с надлежащей заявкой (с приложением всех необходимых документов) о приватизации спорного участка, а значит, имеет право на выкуп по цене в соответствии с законом № 137. "В силу пп. 5 и 6 ст. 36 ЗК РФ правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления, а по смыслу п. 1 ст. 2 закона № 137 определяющим критерием применения льготных цен при выкупе является факт обращения собственника недвижимого имущества с надлежащим заявлением 1 июля 2012 года", поясняется в определении.