ПРАВО.ru
Актуальные темы
7 сентября 2011, 19:15

Глава КС предложил использовать имперский опыт для решения межнациональных проблем

Глава КС предложил использовать имперский опыт для решения межнациональных проблем
Фото Право.Ru

Сегодня председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин выступил на Международном политическом форуме в Ярославле, где завтра ожидается доклад президента Дмитрия Медведева. Свою речь глава КС посвятил проблеме взаимоотношения разных наций в государстве. Он выступил с докладом “Современное государство в эпоху этносоциального многообразия”, в котором поделился своей тревогой в отношении появления отдельных религиозных и национальных общностей в России и призвал к поиску неконфликтного способа интеграции, в котором должны сойтись имперская традиция и современная российская Конституция.

Одной из причин национальных конфликтов Зорькин назвал глобализацию. "Какие бы новые соблазнительные возможности не предоставляла глобализация человечеству, она одновременно является для него одним из наисерьезнейших вызовов", — сказано в его докладе. Глава КС поясняет свою мысль: "Стремительная модернизация стран Юго-Восточной Азии, Китая, Индии выводит эти страны в разряд мировых лидеров промышленного производства. Развитые страны Запада, чтобы не проиграть в мировой конкуренции, также вынуждены привлекать на свою территорию дополнительную и максимально дешевую рабочую силу из развивающихся стран". В результате в развитые страны идет нарастающий поток трудовых мигрантов и просто беженцев.

"Но мигранты, — продолжает Зорькин, — прибывая в страны, где они намерены обосноваться и которые оказались готовы их принять, приносят с собой не только свои рабочие руки, но и свои – нередко очень своеобразные или даже контрастные – культурные и религиозные нормы, обычаи, привычки, образ жизни, этические и правовые представления". Он обращает внимание на проблеме интеграции мигрантов в "коренную социальную общность государства и самой главной в этой связи задаче – не допустить „войны цивилизаций“. Эти слова главы КС вполне актуально звучат в контексте столкновений на межэтнической почве в России, где как раз сегодня начался процесс над участниками беспорядков на Манежной площади, и в Европе.

Глава Конституционного Суда в своем докладе пытается анализируровать исторический процесс и этапы развития такого явления как национальное государство, а также обращается к существующим концепциям национально-государственной интеграции. Он анализирует две из них: национального государства и мультикультаризма, а также обращается к третьей – российской.

По мнению Зорькина, идея национального государства, рожденная в эпоху Великой Французской революции и наиболее активно реализованная в США, оказалась непригодна для растущих миграционных потоков. Причин этому несколько. Во-первых, ни в одном государстве формальное равенство всех граждан так и не перешло в их реальное. А во-вторых, все больше становится мигрантов, которые просто не желают интегрироваться в общность государства, не хотят ассимилироваться и не намерены проходить „плавильный котел“ для создания единой нации.

"Так, в США афроамериканцы не собираются забывать эпоху рабства и столетие расовой сегрегации. Страна Басков в Испании и франкофонный Квебек в Канаде с упорством раз за разом ставят вопрос о государственной независимости. А во Франции, когда-то первой начавшей процесс создания современного национального государства, на исторических святынях южных провинций регулярно обновляются огромные сепаратистские надписи типа "Окситания – не Франция"", — отмечает Зорькин.

Как полагает глава КС, альтернативная идея мультикультурализма также не смогла стать лекарством от межнациональных конфликтов. "Мультикультурализм не только делает личность заложником его идентификационной (чаще всего этноконфессиональной) группы, но и фактически ставит меньшинства – в силу приобретаемых ими особых прав – над большинством", — объясняет Зорькин и добавляет, что сейчас в мире "растут замыкающиеся в себе, в том числе в территориальных анклавах и фактических гетто, иммигрантские общины, отчетливо противопоставляющие свои ценности ценностям общенациональным". По его мнению, растут и этноцентризм, ксенофобия, конфликтность. У стран Запада, приходит к выводу Зорькин, нет сколько-нибудь проработанных перспективных проектных альтернатив не сработавшим концепциям.

Председатель Конституционного Суда видит способ решения этой проблемы только в обращении к российскому историческому опыту. Он обращает внимание, что "российский опыт построения такого государства оказался менее жестоким и кровавым, чем аналогичный опыт построения подобных государств в других частях мира". "За столетия государственного строительства русские не только научились взаимодействовать с представителями других этносов и конфессий, но и сумели сохранить большинство этих этносов, и в том числе обеспечить им широкие возможности сохранения и развития их языкового, культурного, религиозного своеобразия", — подчеркивает Зорькин. В качестве примера он приводит не только межэтнический мир в Российской империи, но о достижениях советской системы, которая "сделала очень много для того, чтобы люди различной этнической и конфессиональной принадлежности, не отказываясь от своей идентичности, чувствовали свою принадлежность к единой стране и единой надэтнической культуре и традиции".

Распад советской системы, по мнению Зорькина, привел к тому, что все, ранее ею сдерживаемые межэтнические противоречия вышли на поверхность. Появились враждебные этнические и религиозные группы, и некоторые религиозные лидеры стали пытаться создавать свои анклавы в Москве и других крупных городах России. Последнее явление вызывает наибольшую тревогу главы КС, поскольку "появление такого типа анклавов не просто поставит вопрос о соотношениях исламских анклавных правовых норм с нормами общероссийскими, но повлечет за собой, по мере „анклавного распада“ единого юридического поля страны, и тенденции политического, экономического и далее государственного распада".

В качестве решения проблемы Зорькин предлагает разрабатывать новые работающие концепции неконфликтной интеграции национальных сообществ, изучая и обращаясь к опыту Российской империи, где было в свое время создано единое правовое пространство, "которое бережно  инкорпорировало в себя правовые традиции российских окраин".

В заключение он подчеркивает, что "мы, как наследники Российской империи и СССР, обладаем самым близким, глубоким и обстоятельным пластом необходимого исторического опыта – и, следовательно, наилучшими возможностями для его переосмысления". Необходимой правовой базой для этого Зорькин, как и следовало ожидать, называет российскую Конституцию.