ПРАВО.ru
Актуальные темы
21 июня 2013, 23:11

Через 20 лет глава высшего суда будет важнее президента

Через 20 лет глава высшего суда будет важнее президента

Осенью Федеральному собранию предстоит менять Конституцию — Президент Российской Федерации на третьем сроке своих полномочий решил, что стране не нужны три ветви судебной власти. Скорректировать придется как минимум шесть статей — 83, 102, 104, 125, 127, 128-ю, где упоминаются по отдельности Верховный и Высший арбитражный суды. "Предлагаю объединить", — такова неформальная законодательная инициатива президента. Скоро, судя по его словам, последует и формальная: проект закона будет внесен в Госдуму в ближайшее время. Та уже готова.

Владимиру Путину нужны "единые подходы" высших судов – этим обосновано "предложение". У арбитражных судов во главе с ВАС и судов общей юрисдикции, иерархию которых венчает ВС РФ, они, действительно, не всегда совпадают. Взять хотя бы претензии к самому главе государства. Первые их берутся рассматривать, последний раз рассмотрение подобного заявления датировано 1 августа 2011 года. Всего подобных заявлений около двух десятков, большая часть была мотивированно возвращена, поскольку их надо было адресовать другому лицу, но были и дела, в которых претензии рассматривались по существу. Был случай, когда решение было вынесено не в пользу властей, правда, при Борисе Ельцине.

Вторые – уклоняются. "Судья <…> законно и обоснованно исходил из того, что никакие требования не могут быть предъявлены к Президенту РФ в рамках гражданского судопроизводства, поскольку это являлось бы явным нарушением со стороны суда принципа разделения властей и неправомерным вмешательством в конституционно-правовую и иную деятельность Президента РФ как главы государства, обладающего неприкосновенностью, осуществляющего верховную государственную власть в РФ, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в РФ", — так мотивируют суды общей юрисдикции свой отказ рассматривать заявления, ответчиком в которых указан президент.

Наверное, не расхождение по этому вопросу беспокоит Путина. Да и вообще нет сфер, в которых противоречия между ВС РФ и ВАС по своему масштабу должны были беспокоить главу государства. Тогда в чем причина тяги к объединению? Создать позицию для Дмитрия Медведева, как предполагают многие?

Может быть. Но не в персоне дело. А в роли. В ближайшие 20 лет так или иначе последует более или менее жесткий конфликт среди нынешних российских элит и против них – Путин не вечен. Те, у кого отжали активы при содействии или без противодействия властей, попробуют вернуть их назад, если не сживутся к тому времени с ролью внутреннего или зарубежного эмигранта. Крупные бизнесмены, спрятавшие за пазуху до поры — до времени претензии друг к другу и к государству, заставлявшему их вкладываться в проекты вроде "Сочи-2014", да и наследники верховной власти наверняка не смогут договориться о том, как владеть (не об управлении идет речь) страной дальше. Ни разу в российской истории не получалось это после смерти сильного правителя, исповедующего исключительно ручное управление государством – ни после Ивана Грозного, ни Петра I, ни Владимира Ульянова, ни Иосифа Джугашвили.

И все эти споры будут разбираться в судах, которым подведомственен бизнес. Но одновременно выйдут на сцену и физические лица, в том числе и наследники, дела которых должны разбирать общие суды. Вот тут-то и понадобится "единый подход".

Годится на эту роль Медведев? С точки зрения Путина, скорее всего, да. По крайней мере, роль местоблюстителя президентской должности он сыграл четко и не без таланта. Возраст — тоже не помеха. Медведеву еще нет пятидесяти, так что ко времени "Х" он будет молодым верховным судьей.