Что представляет собой амнистия за дробление бизнеса
Важная особенность грядущей налоговой амнистии — сложный механизм ее реализации, говорит руководитель практики нормотворчества и регуляторных инициатив Вадим Зарипов. В отличие от классических налоговых амнистий, где требуется одно конкретное действие (например, уплата декларационного платежа), здесь процесс может растянуться на годы. «Амнистия дробления бизнеса означает, что надо всего лишь отказаться от дробления. Но отказавшись от упрощенки, многие окажутся просто нерентабельными. Поэтому для многих желающих заслужить прощение речь идет о перестройке всего бизнеса: финмодели, рыночной стратегии, структуры», — поясняет Зарипов.
Юрист налоговой практики Наталья Ортман обращает внимание на важный момент: чтобы получить налоговую амнистию по дроблению бизнеса, не нужно писать в налоговую чистосердечных признаний. Достаточно с 1 января 2025 года начать платить налоги так, как бы вы их платили без применения схем дробления бизнеса.
Иными словами, амнистия будет применяться автоматически, без необходимости подачи специальных заявлений или получения индивидуальных решений от налоговых органов. Основное условие — добровольный отказ от схем дробления бизнеса начиная с 2025 года и переход к корректному исчислению налогов. При соблюдении этого условия компании будут освобождены от уплаты недоимок, пеней и штрафов за 2022–2024 годы, даже если нарушения будут обнаружены во время выездных налоговых проверок.
Если вы не готовы доказывать в судебном порядке, что дробление бизнеса было вызвано деловыми целями, то можете воспользоваться налоговой амнистией.
Руководитель налоговой практики Юлия Завьялова подчеркивает: основная идея налоговой реформы в части амнистии — вывести крупный бизнес из тени специальных налоговых режимов. По ее словам, предлагается амнистировать нарушения в части занижения налогов за 2022–2024 годы, обнаруженные во время выездных проверок, если за 2025–2026 годы дробление не выявят. Это позволит избавиться от доначислений, которые в противном случае неизбежны.
Эксперт также отмечает важный нюанс: правила амнистии не будут применяться ко всем случаям дробления. Например, если все участники группы компаний находятся на основной системе налогообложения, но одна организация использует IT-льготу, такое дробление под амнистию не подпадает. Также амнистия не применяется, если налогоплательщик не отказался от дробления в 2025–2026 годах, дробление выявили за периоды до 2021 года и если решение по результатам налоговой проверки за налоговые периоды 2022–2024 годов вступило в силу до 12 июля 2024-го — дня подписания поправок к НК.
Признаки дробления: практика и подход ФНС
Эксперты сходятся во мнении, что практику по признакам дробления следует считать устойчивой. Зарипов подчеркивает необходимость различать критерии и признаки дробления. Признаки дробления — это внешние проявления, своего рода триггеры, хорошо заметные налоговым органам, например общие IP-адреса. Завьялова выделяет следующие важные признаки дробления:
- направленность деятельности группы на получение экономии на налогах исключительно или преимущественно за счет применения специальных режимов, налоговых льгот;
- разделение единого производственного процесса;
- фиктивность отношений между участниками группы, отсутствие самостоятельности у подконтрольных лиц при принятии решений;
- наличие единого контролирующего лица, контроль за финансовыми потоками.
А вот основных критериев дробления Зарипов выделяет четыре: подконтрольность одному лицу, одинаковый вид деятельности или участие в едином экономическом процессе, отсутствие достаточной управленческой и ресурсной самостоятельности участников группы, отсутствие бизнес-логики в такой организации бизнеса.
Руководитель направления налоговой практики Алексей Станчин отмечает, что введение термина «дробление бизнеса» даже для применения амнистии вновь вынудило вернуться к обсуждению этого понятия. «Говорить, что перечень критериев исчерпывающий, нельзя. Важно помнить, что даже их наличие не указывает автоматически на злоупотребления налогоплательщика, так как при рассмотрении этой категории споров исследуют деловые цели», — поясняет эксперт.
Так или иначе, сразу после принятия налоговой реформы ФНС посчитала необходимым обобщить судебную практику о дроблении бизнеса. В обзоре ведомство указало, что суды встают на сторону регулятора в споре о неправомерном разделе бизнеса, если есть следующие признаки:
- ведение единой хозяйственной деятельности через организации, применяющие специальные налоговые режимы, создание новых юрлиц при расширении бизнеса с единственной целью — получить налоговые преимущества от применения специального налогового режима (дело № А43-21183/2020);
- искусственное выделение из единого бизнеса части с последующей ее передачей подконтрольному лицу, применяющему специальный налоговый режим (дело № А27-16351/2019);
- дробление бизнеса с участием взаимозависимых лиц (дело № А29-2698/2020);
- занижение размера доходов путем их перераспределения на взаимозависимых лиц (дело № А40-9440/2018);
- налогоплательщик и взаимозависимое лицо ведут деятельность, которая выступает частью единого производственного процесса (дело № А63-18516/2020);
- формальное вовлечение членов семьи в хозяйственную деятельность для получения налоговой экономии без осуществления ими реальных предпринимательских функций (дела № А09-875/2021, № А75-20885/2020);
- ведение предприятием хозяйственной деятельности совместно со своим учредителем или руководителем, имеющим статус ИП, если такие отношения направлены исключительно на минимизацию налоговых обязательств организаций (дело № А43-3918/2020);
- если налоговая выгода — это самостоятельная деловая цель компании (дело № А27-7789/2020).
Какие шаги сейчас может и должен предпринять бизнес
Ортман рекомендует начать с базового анализа. «Первое, что нужно сделать, — посчитать все доходы и расходы по группе компаний, как если бы такого дробления не было. Если размер такого совокупного дохода не позволяет компании находиться на специальном налоговом режиме, то велика вероятность, что налоговый орган обвинит вас в искусственном дроблении бизнеса», — объясняет эксперт.
Зарипов советует внимательно взвесить все за и против при принятии решения о реструктуризации. Например, общепит освобожден от НДС. Значит, переход с упрощенки на общую систему будет означать лишь повышение нагрузки на разницу ставок. Возможно, придется переплатить несколько миллионов? Но при этом можно будет консолидировать бизнес в одной компании. Эксперт отмечает, что это может принести дополнительные преимущества: снижение транзакционных издержек, улучшение кредитного рейтинга, больше возможностей для устойчивого развития.
Станчин выделяет несколько ключевых вопросов, в решении которых могут помочь налоговые консультанты:
- оценка необходимости и соблюдения условий амнистии;
- выбор правильного режима с 2025 года;
- изменение структуры и внутренних бизнес-процессов;
- структурирование сделок по передаче основных средств и товарно-материальных ценностей.
Проверки по этому вопросу — лишь вопрос времени. Как мы видим, задача избавить российский бизнес от раздробленности поставлена и контролируется на самом высоком уровне.
Завьялова рекомендует провести несколько «профилактических мероприятий» перед вступлением в силу новой редакции Налогового кодекса:
- проанализировать, есть ли «маркеры» и признаки незаконного налогового дробления бизнеса;
- определить применимость механизма амнистии к выявленному случаю дробления;
- подготовить аргументы в защиту от претензий налоговых органов;
- структурировать бизнес-процессы правильно.
По словам Ортман, особое внимание стоит уделить ревизии активов: «Надо будет провести проверку того, на какой из организаций какое имущество числится, с кем заключены договоры, кто владеет лицензиями, патентами и так далее. Если для расчетов совокупного дохода вам, скорее всего, никто, кроме бухгалтера, не понадобится, то для решения вопросов о реорганизации бизнеса без помощи грамотных юристов не обойтись».
Среди налоговых инспекций встречается иное, очень спорное толкование положений применения амнистии, не основанное на тексте закона, предупреждает Станчин.
Некоторые инспекторы предлагают выгодоприобретателю группы сдать уточненные декларации от одного лица с суммами выручки всей группы за 2022–2024 годы. Ни в коем случае нельзя этого делать! Действия инспекторов объясняются, предположительно, желанием показать результативность, которая влияет на показатели конкретной инспекции при оценке эффективности работы по итогам года, но никак не связана с законодательным регулированием положений амнистии за дробление бизнеса.
«Амнистия — это своего рода гуманитарный коридор от государства, чтобы перейти в качественно иное состояние, и я настоятельно советую всерьез оценить и рассмотреть для себя этот шанс», — заключает Зарипов. Но нужно помнить: если вы переходите с УСН на общий режим, то до 15 января 2025 года нужно также подать в налоговую инспекцию уведомление о таком переходе.
Разъяснение амнистии от ФНС
Уже после подготовки этого материала Федеральная налоговая служба опубликовала собственные рекомендации о применении налоговой амнистии дробления бизнеса. Документ оформлен в формате «Вопрос-ответ».
В документе налоговая служба дает четкое определение самому понятию «дробление бизнеса» — это разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов.
Например, налоговики приводят несколько примеров того, в какой форме можно добровольно отказаться от дробления бизнеса (но этот перечень не исчерпывающий):
- перевести формально независимые организации на общую систему налогообложения;
- перевести всю деятельность на одно лицо из группы раздробленных компаний;
- изменить организационную структуру бизнеса.
Важный момент: ФНС рекомендует своим территориальным органам до назначения выездных проверок приглашать налогоплательщиков с признаками дробления для информирования о выявленных рисках и разъяснения положений закона об амнистии. Это дает бизнесу возможность заранее оценить риски и принять меры.
Особое внимание налоговики уделили вопросу частичного отказа от дробления. Если налогоплательщик отказывается от дробления не по всем компаниям группы, а только по некоторым, амнистия будет применена пропорционально. Размер списываемой задолженности будут рассчитывать из того, насколько сократилась доля доходов от деятельности с использованием дробления в общем объеме доходов группы.
Налоговая служба также подчеркивает, что если бизнес продолжает дробление через другую группу компаний, контролируемую теми же лицами, обязанность по уплате налогов за 2022–2024 годы будет возложена на новую группу. Эта норма направлена против злоупотреблений и попыток формального обхода условий амнистии. «Если налоговым органом не усматриваются риски, связанные с дроблением бизнеса за периоды 2025, 2026 годов, выездная налоговая проверка по основаниям, связанным с дроблением бизнеса, за эти периоды может не назначаться», — отмечается в разъяснениях ФНС. Это означает, что при добросовестном отказе от схем дробления налогоплательщик может рассчитывать на лояльный подход со стороны налоговых органов.