ПРАВО.ru
Антимонопольный дайджест мая: отмена штрафов для поставщиков и лимиты для контроля сделок
Legal Digest
3 июня 2025, 10:16

Антимонопольный дайджест мая: отмена штрафов для поставщиков и лимиты для контроля сделок

Банки, страховщики и брокеры с крупными активами больше не смогут свободно заключать сделки с конкурентами: теперь для этого потребуется согласие антимонопольного регулятора. Торговым сетям запретят штрафовать поставщиков за недопоставку, если объемы не были согласованы. Еще власти планируют ввести ответственность заказчиков за просрочку оплаты по контрактам, заключенным по ФЗ № 223, независимо от того, был ли поставщик субъектом МСП. А кассация подтвердила штраф компании, которая организовала закупку так, чтобы подряд получил «дружественный» участник.
Законы и публикации
Лимиты активов для контроля сделок финансовых организаций

Правительство утвердило для финансовых организаций новые пороговые значения по объему активов для антимонопольного контроля. Согласно документу, контроль будет распространяться на сделки при достижении следующих показателей: 

  • 1,5 млрд руб. — для страховых компаний (кроме медицинских);
  • 100 млрд руб. — для негосударственных пенсионных фондов;
  • 32 млрд руб. — для кредитных организаций;
  • 600 млн руб. — для управляющих;
  • 450 млн руб. — для брокеров;
  • 400 млн руб. — для страховых медицинских организаций.

Для крупных участников рынка введут дополнительные ограничения. Банкам, стоимость активов которых превышает 25 трлн руб., нужно будет предварительно согласовать с ФАС все приобретения, независимо от размера покупаемой компании-конкурента. То же правило распространяется на страховые компании с активами свыше 300 млрд руб. и на брокеров, чьи активы стоят более 2 млрд руб. Закон вступит в силу 1 сентября. 

По словам старшего юриста Better Chance Better Chance Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Природные ресурсы группа Транспортное право группа Финансовое/Банковское право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Международный арбитраж группа Санкционное право группа Цифровая экономика 3место По выручке 6место По выручке на юриста 10место По количеству юристов Профайл компании Ани Тангян, цель изменений — исключить ситуации, когда крупный игрок бесконтрольно скупает мелкие бизнесы, увеличивая свою рыночную долю за их счет. 

Примечательно, что пороги для приобретателей по сделкам значительно выше, чем для приобретаемых финансовых организаций. Например, чтобы купить банк с ценой активов свыше 32 млрд руб., нужно получить согласие ФАС, вне зависимости от того, кто покупатель. А когда приобретаемый банк меньше, согласие ФАС потребуется, только если активы банка-покупателя стоят свыше 25 трлн руб.

Ани Тангян, старший юрист Better Chance Better Chance Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Природные ресурсы группа Транспортное право группа Финансовое/Банковское право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Международный арбитраж группа Санкционное право группа Цифровая экономика 3место По выручке 6место По выручке на юриста 10место По количеству юристов Профайл компании

Раньше формальные нормы работали не всегда: чтобы сделка потребовала согласования ФАС, ее участниками должны были выступать финорганизации в соответствии с п. 6 ст. 4 закона «О защите конкуренции». При этом стоимость активов такой компании должна была достичь пороговых значений, отмечает юрист антимонопольной практики Kept Kept Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Экологическое право группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (консультирование) Егор Солодчук.

С 1 сентября при согласовании сделок будут учитывать активы финансовых организаций того же вида, что и приобретаемая. Это правило будет действовать, даже если покупатель — не финансовая организация или физлицо, но в его группу лиц входят одна или несколько финкомпаний одного вида. Раньше учитывали только активы сторон сделки.

Егор Солодчук, юрист антимонопольной практики Kept Kept Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Экологическое право группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (консультирование)

Проверка контрагентов через налоговые сервисы

ФАС и ФНС подписали совместное письмо с рекомендацией использовать сервисы оценки финансового состояния поставщиков при проведении госзакупок. Налогоплательщики через сервисы в личном кабинете на сайте ФНС могут бесплатно получить выписку о финансово-хозяйственном состоянии юрлица или ИП, которую можно проверить через QR-код.

Ведомства рекомендуют заказчикам пользоваться этими сервисами, особенно при закупках у единственного поставщика. В будущем практику могут расширить на конкурентные закупочные процедуры. 

Установлены ценовые ограничения на удобрения для аграриев

ФАС согласовала торговые политики для производителей минеральных удобрений, устанавливающие предельные цены для сельхозпроизводителей. Компании должны были предоставить свои ценовые политики в антимонопольную службу до 16 мая. В итоге продавать удобрения будут по ценам не выше, чем в сентябре 2022 года.

Запрет на штрафные санкции к поставщикам

Президент подписал закон, который запрещает торговым сетям штрафовать поставщиков за невыполнение неподтвержденных заказов. Инициатива направлена на борьбу с распространенной практикой, когда ретейлеры незапланированно увеличивали объемы закупок, а поставщики вынуждены были компенсировать штрафы за неисполнение через повышение цен.

Теперь торговым сетям нельзя включать в контракты условия о штрафных санкциях за невыполнение несогласованных объемов поставок. Текущие договоры необходимо привести в соответствие новым требованиям до 1 марта 2026 года.

Сейчас распространена практика, когда торговые сети без согласования увеличивают объем заявки на поставку продовольствия, рассказывает адвокат Kulik & Partners Law.Economics Kulik & Partners Law.Economics Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право Асия Раджабова. Особенно это заметно в период активного спроса в отдельных категориях товаров. В итоге риски ажиотажа среди потребителей перекладывают на поставщиков, которые зачастую не могут обеспечить запрашиваемые сетью объемы.

Поскольку старые договоры нужно привести в соответствие только к весне следующего года, у торговых сетей будет почти год, чтобы продолжать выносить штрафы поставщикам, отмечает эксперт. Зачастую такие действия сетей недобросовестные и направлены на извлечение дополнительного дохода.

Как отмечали в антимонопольной службе, из-за штрафов для поставщиков стоимость товаров увеличивается, чтобы компенсировать потери. В итоге издержки такого противоборства поставщиков и ретейла ложатся на плечи конечных потребителей.

Асия Раджабова, адвокат Kulik & Partners Law.Economics Kulik & Partners Law.Economics Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право

Отказ от госконтракта из-за недостоверных сведений

Госдума приняла закон, согласно которому в ФЗ № 44 появится новое основание для отказа от заключения контракта — предоставление недостоверной информации или документов, если такие есть в заявке на участие в закупке. Новые правила начнут действовать с 1 января 2026 года.

Правила подтверждения страны происхождения товаров

Совет Евразийской экономической комиссии опубликовал изменения правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для госзакупок. Что изменилось: 

  • расширен перечень условий, при выполнении которых товар считается происходящим из ЕАЭС;
  • обновлен список товаров, в отношении которых страна происхождения подтверждается сертификатом формы СТ-1.

Документ вступит в силу 5 июня.

Порядок формирования ценовых индексов на зерно и сахар

На заседании подкомитета Биржевого комитета по развитию организованных торгов агропродукции антимонопольная служба утвердила методику расчета ценовых индексов зерновых культур. Ее будут использовать, чтобы следить за рынком и затем принимать решения. Особое внимание уделят контролю внебиржевых сделок через ФГИС «Зерно».

Еще обсудили введение индекса на сахар в странах СНГ, чтобы повысить прозрачность взаимной торговли. Индекс будут формировать на основе данных Национальной товарной биржи в Центральном федеральном округе и использовать в экспортно-импортных операциях.

Законопроекты и инициативы
Штраф за просрочку оплаты по ФЗ № 223

В Госдуму внесли законопроект, которым хотят установить ответственность заказчиков за нарушение сроков оплаты по договорам, заключенным по итогам закупок по ФЗ № 223. При этом не имеет значения, относится ли поставщик к субъектам МСП. Изменения планируют внести в ч. 7 ст. 7.30.4 КоАП.

Сокращение внебюджетной нагрузки на бизнес

В проект «Национального плана развития конкуренции на 2026–2030 годы» включили меры по снижению объема неналоговых платежей, которые создают дополнительную фискальную нагрузку на компании. Речь идет о пошлинах, сборах и взносах, которые регулируют не Налоговым кодексом, а отраслевыми законами. По мнению ФАС, такие платежи часто непрозрачны и мешают развитию бизнеса.

План предусматривает два ключевых шага: принятие правительственной дорожной карты по снижению объема неналоговых платежей (до конца 2026 года) и создание единого реестра таких обязательств (до конца 2027 года). Ответственными за реализацию инициативы назначены Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Сейчас проект проходит межведомственное согласование.

Практика
Обзор судебной практики в сфере госзакупок

ФАС рассказала о наиболее значимых делах первого квартала, в которых суды поддержали позицию ведомства. В обзор вошли три дела:

  • Закупка для Роструда
    Верховный суд согласился с ФАС в том, что требование заказчика о выполненных похожих контрактах в прошлом не дает гарантий, что подрядчик выполнит новый договор качественно (дело № А40-298055/2023).
  • Строительство школы в Южно-Сахалинске
    ФАС признала нарушением объединение в один лот стройки и поставки оборудования. АСГМ и 9-й ААС согласились, что тем самым заказчики ограничивали конкуренцию (дело № А40-228772/2024). 
  • О закупке у единственного поставщика
    Центр мониторинга рыболовства установил в закупке характеристики, которые соответствовали продукции только одного производителя. ФАС посчитала это нарушением, и суд поддержал службу (дело № А40-64998/2024).
Антиконкурентное соглашение в сфере транспортирования ТКО 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставил в силе штраф на 11 млн руб., который получили два региональных оператора по обращению с отходами: «Эко-транспорт» и «Эко-транс» (дело № А33-7286/2024). В 2022 году проходили две закупки на транспортировку мусора. По данным ФАС, «Эко-транспорт» организовал закупки так, чтобы преимущество получил «Эко-транс». В результате именно эта компания выиграла контракты по начальной (максимальной) цене. Служба усмотрела сговор и нарушение п. 1 ч. 1 ст. 17 закона «О защите конкуренции». Суды с выводами антимонопольщиков согласились.

Старший юрист антимонопольной практики ALUMNI Partners ALUMNI Partners Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Цифровая экономика группа Энергетика группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Комплаенс группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Санкционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал группа Международные судебные разбирательства Профайл компании Анна Бахаева отмечает, что в этом деле ФАС выбрала необычный подход: не стала сама выносить решение о штрафах для «Эко-транспорта» и «Эко-транса», а передало дело в арбитражный суд. Обычно подобные дела антимонопольные органы рассматривают самостоятельно, поскольку по закону (ч. 1 ст. 23.48 КоАП) у них есть такие полномочия. Но согласно ст. 23.1 КоАП должностное лицо ФАС может передать дело в суд. В этом случае именно так и поступили — после составления протоколов УФАС подало заявления о привлечении компаний к ответственности.

ВС разъяснил правила обращения с отходами

По словам Бахаевой, это далеко не первое дело о нарушениях в сфере обращения с отходами. С 2020 года антимонопольные органы системно проверяют работу региональных операторов по вывозу мусора, и нарушения, в том числе картельные сговоры и подозрительные соглашения между заказчиками и подрядчиками, уже выявлены более чем в 13 регионах. Как правило, суды поддерживают выводы ФАС.

Эксперт считает, что корень проблемы в так называемой мусорной реформе, стартовавшей в 2019 году. Тогда регионам назначили операторов по обращению с отходами, передав последним исключительные права на вывоз и утилизацию. Чтобы нанимать подрядчиков, этих операторов наделили правами заказчиков по ФЗ № 44 и № 223 — и именно на этом этапе часто возникают нарушения.

Во многом причина таких нарушений в том, что у компаний в сфере обращения с отходами нет опыта участия в закупках и они плохо понимают требования антимонопольного закона. Поэтому, помимо штрафов, региональным операторам стоит проводить обучающие встречи и разъяснять правила. Это помогло бы предотвратить нарушения.

Анна Бахаева, старший юрист антимонопольной практики ALUMNI Partners ALUMNI Partners Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Цифровая экономика группа Энергетика группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Комплаенс группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Санкционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал группа Международные судебные разбирательства Профайл компании

События и штрафы
Сговор, штраф и предупреждение

ФАС потребовала от «Анджелини Фарма Рус» устранить дискриминационные условия в коммерческой политике после жалобы поставщика «Фармкомплект». Поводом стал отказ в поставке препарата «Тантум Роза» из-за необоснованных требований к рыночной доле партнеров и минимальным годовым объемам закупок. 

Еще ведомство оштрафовало фармкомпанию «КРКА-Рус» за установление монопольно высоких цен на препарат «Ко-Дальнева». Компания, занимающая доминирующее положение на рынке по поставкам этого лекарственного средства, повысила отпускные цены на 10–16% без экономического обоснования. Попытка оспорить решение в АСГМ не увенчалась успехом.

Признаки сговора выявили между «Стройкомкраснодар» и частным лицом во время торгов по приобретению 100% доли «Протасово МГ» — дочерней компании МНТК «Микрохирургия глаза» имени Федорова. Подозреваемые искусственно создавали видимость конкурентной борьбы за актив, включающий земельные участки в Подмосковье и долю в «Славино». 

Заявления на XIII ПМЮФ

Во время сессии, посвященной 35-летию антимонопольной службы заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский обозначил перспективные направления, над которыми сейчас работает ведомство:

  • унификация процедуры торгов;
  • унификация подсудности дел по тарифным решениям;
  • разработка ГИС «Антикартель»;
  • формирование системы национальных ценовых индикаторов.

На сессии «Эпоха маркетплейсов: право или технология» Пузыревский заявил, что служба усиливает контроль за маркетплейсами в условиях высокой конкуренции на цифровых рынках. При этом вместе с классическими инструментами антимонопольные органы применяют и механизмы мягкого права. По словам статс-секретаря, защита баланса интересов продавцов, платформ и потребителей — ключевая задача в цифровую эпоху.

Заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов на сессии «От стартапа к корпорации: эволюция юридических рисков, с которыми сталкиваются технологические компании на этапе активного роста» отметил, что работа службы способствует развитию малого и среднего бизнеса. Так, антимонопольщики своевременно пресекают злоупотребления крупных игроков, обеспечивая честную конкуренцию, защищают интересы МСП на цифровых рынках (например, в деле о «колдунщиках» против «Яндекса») и продвигают антимонопольный комплаенс, который уже внедрен более чем в 200 компаниях.