Федеральная антимонопольная служба подвела предварительные итоги тому, как организована система соответствия нормам антимонопольного законодательства в органах власти, следует из информации на официальном сайте регулятора.
В ведомстве уточняют, что тринадцать федеральных органов исполнительной власти, которые несут ответственность за реализацию «дорожной карты» по развитию конкуренции, приняли акты об антимонопольном комплаенсе. Среди них Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство труда и социальной защиты, Министерство транспорта, Министерство промышленности и торговли, Федеральная налоговая служба, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерство экономического развития, Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство финансов, Министерство просвещения, Федеральная служба по труду и занятости и Министерство энергетики.
При этом Минстрой, ФНС и Минкомсвязь внедрили эту систему ещё и в подведомственные организации. Всего, на конец апреля, согласно поступившей в ФАС на конец апреля информации, 34 федеральных органа исполнительной власти приняли акты об антимонопольном комплаенсе.
По мнению заместителя начальника Правового управления ФАС России Оксана Кузнецова, «реализация мероприятий по организации системы антимонопольного комплаенса в том числе позволяет обеспечивать хорошую динамику исполнения одного из ключевых показателей Национального плана развития конкуренции. Результатом проводимой работы снижение в 2019 году в 1,3 раза количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти всех уровней по сравнению с 2017 годом».
Сейчас в ФАС поступают поступили доклады о результатах внедрения комплаенса в Россвязи, Росалкогольрегулировании, Росмолодежи, Роспечати и ФНС. При этом, в ведомстве отмечают, что регионы внедряют эту систему более активно: уже в 2019 году акты, направленные на организацию системы соответствия антимонопольному законодательству органов исполнительной власти, приняли во всех субъектах РФ.
В частности, в Белгородской области разработали систему мониторинга по чек-листам отдельно по каждому органу исполнительной власти, всего по 20 показателям, а также по администрациям муниципальных районов и городских округов — по 26 показателям. Чтобы мотивировать эту работу, уровень выполнения вышеназванных показателей регион включил в методику формирования рейтинга администраций муниципальных районов и городских округов области в части их деятельности по содействию развитию конкуренции.
В Воронежской области разработали методические рекомендации по формированию цифровой базы системы антимонопольного комплаенса региона, а также использованию ее при обучении и организации работы комплаенс-контролеров. В цифровую базу внесены конкретные нарушения антимонопольного законодательства, которые допустили органы власти. Этим нарушениям присваиваются соответствующие коды. Массив формируют на основе данных, которые приводят в «Черных книгах» и на сайтах центраппарата ФАС, а также её территориальных органах, материалах СМИ и других источников. База позволяет обрабатывать информацию на компьютере и оперативно использовать её в текущей работе.
Принять меры, направленные на создание антимонопольного комплаенса, ранее поручили федеральным органам исполнительной власти и высшим должностным лицам субъектов РФ в соответствии с Национальным планом развития конкуренции. Эти меры должны обеспечить соответствия требованиям антимонопольного законодательства.