Аналитика
29 ноября 2021, 9:38

«Яндекс» обвинили в дискриминации конкурентов

В числе прочего компания подозревается в создании преимущественных условий показа информации о собственных сервисах с использованием обогащенных ответов.

Как выяснили «Ведомости», департамент антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) завершил расследование практики дискриминации бизнеса со стороны цифровых экосистем.

Регулятор пришел к выводам о наличии у «Яндекса» доминирующего положения на рынке услуг рекламы в поисковой выдаче на территории России. Также экспертами ЕЭК были выявлены «признаки нарушений» компанией правил конкуренции. Речь идет о создании преимущественных условий показа информации о собственных сервисах с использованием обогащенных ответов – виджетов и текстовой информации на странице с результатами поиска (так называемые «колдунщики»).

«Это приводит к вытеснению рекламных блоков в результатах поисковой выдачи в пользу сервисов ООО «Яндекс». Во-вторых, нарушения выражаются в закреплении в пункте 3.3.3 Правил показа «Яндекс.Директ» положения, согласно которому у ООО «Яндекс» имеется возможность отказать рекламодателю в показе его рекламного объявления в результатах поисковой выдачи в связи с вытеснением рекламы блоком с информацией о сервисах и продуктах ООО «Яндекс», – говорится в определении комиссии.

Также признаком нарушения общих правил конкуренции эксперты ЕЭК сочли то, что «Яндекс» предоставляет доступ к партнерским обогащенным ответам на условиях передачи данных сторонних ресурсов и только при условии обязательного использования «Яндекс.Метрики» и платежного сервиса компании Yandex Pay.

Ранее ФАС уже рассматривала дело о «колдунщиках» «Яндекса» по жалобе, которую ряд компаний направили в службу в августе 2020 года. По утверждениям заявителей, в числе которых были онлайн-кинотеатр ivi, сервисы Avito, ЦИАН, Profi.ru, 2ГИС и др., «Яндекс» в поисковой выдаче отдавал приоритет собственным сервисам, продвигающим товары и услуги с помощью «колдунщиков». ФАС согласилась с доводами заявителей и потребовала от «Яндекса» до 1 апреля 2021 года прекратить практику дискриминационных условий. «Яндекс» просил службу об отсрочке исполнения предупреждения и в указанный срок его не исполнил. ФАС отказала «Яндексу» и возбудила дело в отношении компании.

Если факт ограничения конкуренции со стороны «Яндекса» будет установлен, ему грозит «оборотный штраф от суммы выручки на рынке». За это нарушение компании уже грозит штраф в размере более 4 млрд руб.